80. Использование информационных технологий для проведения текущей, промежуточной аттестации в начальной школе.
Критерии оценивания достижения планируемых результатов начального образования
С целью проведения текущего оценивания учителям начальной школы рекомендуется использовать следующие методы оценивания.
Н АБЛЮДЕНИЯ – метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации учителем наличия заранее выделенных им показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика. Для фиксации результатов наблюдения обычно
используются специальные формы (листы наблюдений), в которых в процессе наблюдения необходимо поставить условный знак (например,
«V»). В зависимости от педагогической задачи листы наблюдений могут быть именными (при наблюдении за деятельностью определенного
ученика) или аспектными (при оценке сформированности данного аспекта деятельности у всего класса).
Можно пользоваться и иными инструментами (линейками достижений, памятками и др.), описанными ниже.
Наблюдения проводятся достаточно часто и регулярно. В ходе наблюдений его фокус может перемещаться с наблюдения за всем
классом на наблюдение за каким-либо одним ребенком или за каким-либо определенным видом деятельности. Наблюдение может вестись
учителем, как с позиций внешнего наблюдателя, так и с позиций непосредственного участника деятельности.
Использование наблюдения в качестве метода оценивания наиболее целесообразно применять для оценивания сформированности и индивидуального прогресса в развитии различных навыков
Так, например, для оценивания сформированности и Так, например, для оценивания сформированности и индивидуального прогресса в развитии многих навыков учения, можно
использовать метод наблюдений для изучения и фиксации следующих аспектов.
– Приобретение знаний (фиксируется увеличение запаса фактов, идей, слов; умение узнавать знакомое).
– Понимание (фиксируется умение ухватывать смысл, обсуждать и интерпретировать изученное).
– Применение (фиксируется способность использовать изученное на практике или в иных целях).
– Анализ (фиксируется умение вычленять знания или идеи, выделять отдельные компоненты, видеть связи, искать уникальные черты).
– Синтез (фиксируется умение комбинировать, воссоздавать, развивать, создавать новое).
– Оценка (фиксируется умение выдвигать суждения или заключения на основе выбранных критериев, стандартов, условий).
– Диалектичность мышления (фиксируется умение рассматривать объект/явление/суждение и т.п. с разных точек зрения, понимать обе
позиции, приводить аргументы, принимая возможность существование иной точки зрения).
– Метазнание (фиксируется умение анализировать свой и чужой мыслительный процесс, задумываться о процессе познания).
Пользуясь методом наблюдений, можно фиксировать и оценивать многие аспекты формирования социальных навыков, например
– способность принимать ответственность;
– способность уважать других;
– умение сотрудничать;
– умение участвовать в выработке общего решения;
– способность разрешать конфликты;
– способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.
Наблюдения очень полезны и при общей оценке коммуникативных навыков: слушания (слышать инструкции, слышать других,
воспринимать информацию); говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе); чтение
(способность читать для удовольствия и для получения информации); письма (умение фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать
краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник). Более того, они могут одновременно выступать и в качестве обучающего средства.
Например, при формировании навыков работы в группе можно предложить учащимся в ходе групповой работы совместно заполнить такой
лист наблюдений про каждого из участников групповой работы:
Метод наблюдений удобен и для оценки степени сформированности таких навыков поисковой и проектной деятельности, навыков
работы с информацией, как
умение формулировать вопрос, ставить проблему;
умение вести наблюдение;
умение спланировать работу,
умение спланировать время;
умение собрать данные;
умение зафиксировать данные;
умение упорядочить и организовать данные;
умение проинтерпретировать данные;
умение представить результаты или подготовленный продукт.
Для фиксации результатов наблюдений в этом случае наиболее целесообразно пользоваться так называемыми линейками
достижений, которые позволяют наглядно увидеть как степень сформированности того или иного навыка на данный момент, так и
индивидуальный прогресс ребенка. Ниже приводятся примеры таких линеек достижений для фиксации оценки результатов наблюдений для
некоторых из указанных навыков.
В ходе наблюдений, как правило, фиксируются наличие типичных черт наблюдаемого явления, но при необходимости можно
отмечать и отдельные существенные нетипичные особенности.
Результаты наблюдений (листы, линейки достижений, краткие записи на основе наблюдений и иные формы) систематизируются и
хранятся учителем в удобной для него системе. Целесообразно в этих целях использовать различные ИКТ, средства и программное обеспечение.
Еще одним рекомендуемым методом оценивания, близким к наблюдению, является ОЦЕНИВАНИЕ ПРОЦЕССА ВЫПОЛНЕНИЯ , которое
представляет собой целенаправленное оценивание на основе критериев, отражающих особенности целеполагания и реальных условий
выполнения деятельности. Оценивание процесса выполнения – достаточно трудоемкий метод, который ведется с помощью аудио и
видеозаписей, письменной фиксации фактов. Этот метод целесообразно использовать при оценивании сформированности важнейших
навыков совместной работы, исследовательских навыков и т.п. В отличие от наблюдения, являющегося субъективным методом, основанным
на экспертной оценке, этот метод более объективен.
Метод оценивания, основанный на ВЫБОРЕ ОТВЕТА или КРАТКОМ СВОБОДНОМ ОТВЕТЕ , представляет собой ситуативную,
однонаправленную оценочную деятельность. Обычно он проводится в форме теста или устного опроса типа викторины. Используется для
дифференцированной оценки достигаемых образовательных результатов.
Довольно распространен и достаточно надежен метод оценивания, который можно условно назвать как О ТКРЫТЫЙ ОТВЕТ . Он
представляет собой, как правило, письменный ответ, который дается в форме небольшого текста, рисунка, диаграммы или решения. Обычно
этот метод также используется для дифференцированной оценки отдельных аспектов достигаемых образовательных результатов, однако
иногда может быть использован и для интегральной оценки.
Тематические результаты обучения, образцы учебной деятельности школьников и примеры проверочных заданий.
В данном параграфе для всех предметов принята следующая общая схема описания.
ПРЕДМЕТ
Н ٧ АЗВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЛИНИИ (в соответствии с ее названием в итоговых планируемых результатах)
Ожидаемые итоговые тематические результаты (на конец изучения темы, класс), которые представляют собой обобщение
итоговых планируемых результатов.
Промежуточные тематические результаты, характеризующие уровень базовой подготовки первоклассников на конец
букварного периода 1 класса, полученные проецированием итоговых результатов на этот этап учебного процесса («К КОНЦУ
БУКВАРНОГО ПЕРИОДА ВСЕ ДЕТИ НАУЧАТСЯ УВЕРЕННО …»).
Образцы учебной деятельности школьников (по отдельным ответвлениям внутри данной дидактической линии).
Н АЗВАНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ОТВЕТВЛЕНИЯ ДАННОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЛИНИИ .
Примеры проверочных заданий и обобщенные критерии их оценивания (по отдельным ответвлениям внутри данной
дидактической линии).
Н АЗВАНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ОТВЕТВЛЕНИЯ ДАННОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЛИНИИ :
примеры проверочных заданий.
рекомендуемые критерии оценивания.
Рекомендуемые критерии оценивания
правильность ответа/ правильность и точность выполнения задания;
количество правильно названных объектов;
грамотность обращения с моделями, картами;
точность и полнота использования естественнонаучных понятий;
грамотность и связность речи.
Основным критерием достижения выпускником начальной школы планируемых результатов освоения программ начального
образования является успешное прохождение испытаний в рамках итогового внешнего и внутреннего оценивания. Критерии успешности
освоения программ начального образования устанавливаются в ходе экспертной и экспериментальной разработок, обсуждаются в
педагогическом сообществе при участии родителей и представителей общественности. Критерии успешности не являются догмой,
устанавливаются на этапе введения образовательных стандартов второго поколения и пересматриваются в соответствии с принятым
регламентом.
успешность выпускника в освоения планируемых результатов начального образования – определяется в ходе итоговой аттестации
выпускника начальной школы, по результатам которой принимается решение о его готовности к продолжению образования в основной школе
и переводе в основную школу;
успешность выпускников класса в освоения планируемых результатов начального образования - определяется в ходе итоговой
аттестации выпускников класса начальной школы, по результатам которой принимается решение об аттестации учителя, который ведет
данный класс;
успешность выпускников классов школы в освоения планируемых результатов начального образования - определяется в ходе
итоговой аттестации выпускников всех классов данной начальной школы, по результатам которой принимается решение об аттестации
образовательного учреждения:
Формы представления результатов.
Разработанный инструментарий для оценки планируемых результатов освоения программ начального образования позволяет
оценить способность выпускников начальной школы решать различного рода задачи, применяя знания и умения, полученные в процессе
обучения в начальной школе.
Итоговая аттестация учащихся на всех ступенях школьного образования включает:
Проведение контрольных испытаний (в форме проверочных, контрольных работ по отдельным предметам, комплексных контрольных работ, тестов);
Представление выпускниками портфолио - пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности.
По результатам итоговой аттестации учащихся начальной школы оценивается их уровень подготовки к продолжению образования в
основной школе, а также их достижения в каких-либо видах социально значимой деятельности.
Таблицы образовательных результатов
Таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.
Таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов: Регулятивные универсальные учебные действия (1 кл., 2 кл., 3-4 кл.), Познавательные
универсальные учебные действия (1 кл., 2 кл., 3-4 кл.), Коммуникативные универсальные учебные действия (1-2 кл., 3-4 кл.).
Таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов (1-2 кл., 3-4 кл.).
- 3.Изучение основных теоретических понятий в подготовительный период обучения грамоте.
- 4.Дидактические условия организации самостоятельной работы учащихся.
- 5. Обучение младших школьников решению задач разными методами.
- 6. Роль и место внеклассного чтения в подготовке школьника-читателя (система н.Н. Светловской)
- 7. Творческая деятельность младших школьников в учебном процессе.
- 1 Группа - "Познание".
- 2 Группа - "Создание".
- 3 Группа - "Преобразование".
- Сумма не меняется, если какую-нибудь группу рядом стоящих слагаемых заменить их суммой. Свойства вычитания
- Свойства умножения
- Свойства деления
- 3. На нуль делить нельзя!
- 10.Мотивация учебно-познавательной деятельности младших школьников.
- 11. Введение новых понятий и соответствующих действий на примере изучения тем «Умножение» и «Деление».
- I. Теоретико – множественный подход.
- II.Величинный подход (Давыдов-Эльконин и Петерсон).
- IV. Через понятие части – целое (через понятие кол-во частей)
- I. Теоретико – множественный подход.
- II.Величинный подход.
- 13. Дифференцированный подход к обучению детей с различным уровнем готовности к школе.
- 1. Десяток
- 15. Основной период обучения грамоте. Структура урока изучения нового в основной период обучения грамоте.
- 16. Контроль и оценка в учебном процессе начальной школы.
- 17. Формирование навыков устных вычислений (на примере навыков внетабличного сложения, вычитания и умножения).
- 21.Особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками (работы о.И. Никифоровой, л.Н. Рожиной).
- 22. Проблемное обучение в учебном процессе начальной школы
- 23. Формирование навыков арифметических операций над многозначными числами.
- 24. Изучение правил русской графики в начальной школе
- 25.Психолого-педагогические условия обучения одаренных детей.
- Билет 27. Методика изучения морфемного состава слова в начальных классах
- 28. Гуманизация образовательного процесса в начальной школе.
- 29. Форма и пространство. Формирование представлении о геометрических телах.
- 30. Проблема обращения к личности писателя на уроках литературного чтения. Реализация монографического подхода
- 32. Формирование вычислительных навыков («Табличное сложение и вычитание». «Умножение и деление с остатком»).
- Табличное сложение и вычитание натуральных чисел
- Правила пользования таблицей
- 34. Профессионально-педагогическая культура учителя начальных классов.
- 36. Методика изучения синтаксических единиц в начальной школе.
- 40. Сущность и особенности образовательной, воспитательной и развивающей функции обучения в начальной школе.
- 41. Методика обучения умению решать задачи разными способами.
- 43. Содержание образования в начальной школе. Государственный образовательный стандарт.
- 44. Содержание темы “Уравнения. Решение уравнений”. Решение текстовых (прикладных) задач с помощью уравнений
- 45. Научно-методические основы построения букварей (азбук). Реализация вариативности в построении букварей (азбук).
- 48.Методика обучения младших школьников написанию изложения.
- 49. Методы обучения. Классификации методов обучения.
- Работа над задачей с лишними данными.
- Использование уравнений при решении задач.
- Работа по классификации задач.
- Работа над задачей с неопределенным условием.
- 51. Методика работы над проверяемыми орфограммами в начальной школе
- 52. Сущность и соотношение понятий «закономерность», «принцип», «правило».
- 53. Обучение учащихся математическому языку на примере изучения математических выражений
- 54. Лексическая работа в начальных классах
- 55. Структура и особенности процесса обучения в начальной школе
- 56. Организация обучения при расширении понятия числа в начальной школе. Изучение множества натуральных чисел и дробей.
- 57. Современные модели организации обучения первоначальному письму.
- 59.Формирование представлений об отношениях для точек «лежать между».
- III. Аксиомы конгруэнтности
- IV. Аксиомы непрерывности
- V. Аксиома параллельности
- 1. Через две различные «точки» проходит «прямая»
- 2. На «прямой» имеется не менее двух «точек»
- 3. Из трёх «точек», лежащих на одной «прямой», одна и только одна расположена между двумя другими.
- II. Аксиомы порядка
- 60. Методика работы над словами с непроверяемыми орфограммами в начальной школе
- 61. Индивидуализация и дифференциации в учебно-воспитательном процессе начальной школы
- 62. Внетабличное умножение и деление. Формирование навыков внетабличного умножения и деления.
- 63. Система изучения имени существительного в начальных классах.
- 1. Длина
- 2. Ёмкость.
- 3. Площадь.
- Пояснительная записка
- Общая характеристика курса
- Место курса в учебном плане.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- Результаты изучения курса
- Обучающийся получит возможность для формирования:
- Личностные универсальные учебные действия
- Регулятивные универсальные учебные действия
- Познавательные универсальные учебные действия
- Чтение и начальное литературное образование 2 класс» Пояснительная записка
- Содержание программы
- 2. Техника чтения
- 2 Й класс
- 3. Формирование приемов понимания прочитанного
- 2 Й класс
- 4. Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного
- 5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями
- 6. Развитие устной и письменной речи
- 67. Сущность и особенности форм обучения в начальной школе
- 68. Методика изучения массы и веса в начальной школе
- 69. Система изучения морфемного состава слова: пропедевтические наблюдения, знакомство с особенностями однокоренных слов и корня слова, изучение приставки, суффикса, окончания.
- 70. Интегрированное обучение в начальной школе
- 71. Содержание и организация геометрического образования младших школьников.
- 72.Интеграция учебных дисциплин в начальных классах (на примере обучения написанию сочинений).
- 73. Формирование культуры здоровья учащихся в учебно-познавательном процессе начальной школы. Понятие здоровьесберегающих технологий.
- 74.Обучение учащихся умению решать задачи с помощью арифметических действий (арифметическим методом).
- 75. Методика обучения каллиграфии младших школьников.
- 76. Система развиваю обучения в начальной школе ( д.Б. Эльконин, в.В. Давыдов, л. В. Занков.)
- 77. Идеи развивающего обучения л.В. Занкова. Системы обучения математике на основе этих идей, их достоинства и недостатки.
- 79. Личностно - ориентированные технологии образовательного процесса.
- 80. Использование информационных технологий для проведения текущей, промежуточной аттестации в начальной школе.
- 81. Система изучения глаголов: задачи и содержание изучения глаголов.
- 82. Особенности реализации принципов обучения в начальной школе.
- 86. Методика изучения геометрических тел в начальной школе.
- 87.Организация работы с крупнобъемным произведением в начальной школе.
- В соответствии с уровневой организацией произведения м. П. Воюшина выделяет 5 необходимых для полноценного чтения умений:
- 88. Ученический коллектив как объект и субъект в образовательном процессе начальной школы.
- 1.2.Общая характеристика методики изучения геометрических величин младшими школьниками.
- 1.4.Методические особенности изучения площади геометрических фигур и единиц ее измерения на уроках математики в начальной школе.
- 1. Сущность, закономерности и принципы педагогического процесса
- Билет 92. Тема 9: методика изучения основных величин в начальных классах
- 96.Учебная деятельность как ведущая и как источник психического развития личности младшего школьника.
- 97. Особенности изложения темы «Деление с остатком» в курсе математики начальной школы.
- 100.Методика изложения темы «Величины» в курсе математики начальной школы на примере измерения времени
- 102. Основные дидактические концепции и системы в зарубежной педагогике и психологии ( Обобщенные характеристики)
- 103. Методика организации и проведения устного счета на уроках математики в начальной школе (на примере первого класса).
- 104. Методика изучения частей речи в начальных классах: особенности ознакомления младших школьников с личными местоимениями. Задачи изучения личных местоимений.
- 105. Становление и развития современной отечественной дидактической системы.
- 106. Методика изучения двузначных чисел и операций с ними в курсе математики начальной школы.