4. Военно-патриотическое воспитание
Военно-патриотическое воспитание направлено на развитие у юношей и девушек высоких, благородных чувств любви к своей Отчизне, преклонения перед теми, кто отдал за нее жизнь.
В Украине всегда было почетной обязанностью мужчин — служить в Вооруженных Силах. Все село праздновало проводы юношей в армию, сопровождалось это украинскими песнями и хорошим застольем. У каждого района и села были свои обычаи отмечать дни призыва или встречу уволенного из армии солдата. Издавна во многих селах с жалостью относились к неслужившим парням как к неполноценным, а девушки долго думали, прежде чем выходить за них замуж. Патриотически настроенные юноши стремились попасть в военные училища, стать офицерами или прапорщиками. Армейская школа выправляла изъяны характера, учила воевать, развивала чувство дружбы и патриотизма. Уволенный солдат был авторитетен в кругу семьи и друзей, ему поручалась на производстве более ответственная должность и предоставлялись льготы при поступлении в учебное заведение.
Военно-патриотическое воспитание в настоящее время несколько ослабилось, изменилось отношение к армии, появилась альтернативная (невоенная) служба для граждан, религиозные убеждения которых противоречат исполнению ими воинской службы. Опрос старшеклассников одной из школ показал, что у юношей нет особого желания служить в армии, только два человека из десяти опрошенных сказали, что будут поступать в военные училища.
Рыночные отношения в обществе накладывают свой отпечаток на социальные ценности, в том числе и на патриотизм. Родители и учителя учат детей не вмешиваться в чужие дела, жить по пословице: моя хата с краю —ничего не знаю. Желание оградить детей от суровой действительности приводит к ошибкам в патриотическом воспитании, появляется все большее количество равнодушных людей.
Конституция Украины обязывает граждан Украины защищать Отечество, независимость и территориальную целостность Украины. Граждане Украины несут военную службу в соответствии с законом. Самая высокая оценка патриотизма человека — его мужественные и самоотверженные действия при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, когда он ценой своей жизни спасает детей, женщин, стариков.
Воспитание патриотизма нужно начинать с развития у школьников чувства благодарности родителям, учителям, другим людям. Родине за все то доброе, что они сделали и делают для каждого из них. Как известно, у нас существует обязательная начальная военная подготовка юношей допризывного и призывного возраста. В школах и других учебных заведениях юноши получают первичные общевойсковые знания.
Военно-патриотическое воспитание дополняет нравственное и национальное воспитание, формирует следующие качества личности:
— знание героического прошлого украинского народа и его воинства;
— чувство уважения к военно-боевым традициям армии и флота;
— чувство гордости и преклонения перед героями-украинцами, отдавшими свои жизни за свободу и независимость Украины;
— чувство гражданского и конституционного долга по защите Украинского государства, его территориальной целостности от врагов;
— установка на социально-полезную деятельность для упрочения государства и его Вооруженных Сил;
— любовь к Вооруженным Силам Украины и стремление стать квалифицированным защитником, своего Отечества.
- Лекция 32. Формы организации и контроля воспитательной работы. Составные части воспитания
- 1. Формы организации и контроля воспитательной работы.
- 2. Общие критерии воспитательной работы
- 3. Критерии оценки уровня воспитанности учащихся
- 4. Схема анализа воспитательной работы
- 5. Составные части воспитания
- 1. Нравственное воспитание
- 2. Эстетическое воспитание
- 3. Национальное воспитание
- 4. Военно-патриотическое воспитание
- 5. Экологическое воспитание
- 6. Правовое воспитание
- 7. Трудовое воспитание
- 8. Экономическое воспитание
- 9. Физическое воспитание
- 10. Воспитание культуры безопасности