Организация учебно-воспитательного процесса
Особенность учебников и книг для учителя данной серии в том, что они, как отмечалось, дают учителю возможность планировать учебно-воспитательный процесс, исходя из своих реальных потребностей, т. е. не связывают его. Но чтобы рационально воспользоваться этой свободой, учителю надо знать, какие возможности ему для этого предоставляются.
Важно тщательно ознакомиться с учебником, развернутым содержанием к нему и книгой для учителя (особенно с введением) и наметить для каждого параграфа стратегию планирования. Надо иметь в виду, что нулевой параграф имеет не блочную, а пошаговую структуру. Применительно к блочной структуре параграфа, учитель стоит перед выбором: а) воспользоваться ли ему данной в учебнике последовательностью блоков или изменить ее; б) брать ли материал из каждого блока полностью или частично; в) добавлять ли материал из других блоков. При планировании важно определить количество уроков, которые понадобятся для освоения материала блока: в одних случаях это могут быть два или даже три урока (например, блок чтения) или один урок (например, блок аудирования).
Как уже отмечалось, можно комбинировать материал разных блоков в рамках одного урока, например:
1-й урок: часть блока чтение + лексический блок;
2-й урок: часть блока чтения + часть лексического блока + часть блока аудирования и т. д.
При этом надо предусмотреть, чтобы отбираемые из блоков порции материала соотносились друг с другом. Домашние задания тоже отбираются учителем совместно с учащимися из материала блоков, хотя в книге для учителя такие рекомендации даются.
Учителю предоставляется также возможность решать, сколько учебных часов он отводит на работу над параграфом в целом и материалом каждого блока в отдельности. Как отмечается в тематических планах, на работу над параграфом отводится в среднем 16—18 часов. Однако эти цифры могут быть скорректированы учителем с учетом конкретных условий обучения. Кроме того, следует учитывать и время, необходимое на контроль домашнего чтения и на работу над проектами.
Для рациональной организации педагогического процесса большое значение имеет реализация дифференцированного подхода к учащимся, выделение в группе подвижных подгрупп с разным уровнем обученности (подробнее см. аналогичный раздел книги для учителя к учебнику немецкого языка данной серии для VI класса). Помимо этого, при личностно-ориентированном подходе предполагается учет и индивидуальных интересов, и склонностей школьников, например при выборе текстов для чтения, при определении материала для домашнего задания и т. п. является проектным заданием. Оно носит явно выраженный творческий развивающий характер и приучает к самостоятельной работе.
- Анализ новых учебно-методических комплектов в обучении немецкому языку на современном этапе Новый умк «Deutsch Schritte 5»
- Цели обучения
- Содержание и структура умк
- Принципы обучения
- Обучение чтению
- Обучение устной речи
- Обучение аудированию
- Обучение письму
- Обучение фонетической, лексической и грамматической сторонам речи
- Организация учебно-воспитательного процесса
- Новый умк „Stichwort Deutsch", предназначенный для старшего этапа обучения