86. Методика изучения геометрических тел в начальной школе.
I. Точки, линии.
Точка – неопределяемое понятие. Сталкиваются в подготовительный период при ознакомлении с клетчатой разлиновкой. Образное представление о точке – кончик карандаша, ручки оставляет след – это и ксть точка. Точками яв-ся концы отрезка, вершины многоугольника, центр окружности.
Дети учатся обозначать точки буквами, проводить линии через точки.
Прямая и кривая линии - неопределяемые понятия. Кривые линии бывают замкнутые и незамкнутые. Важно создать представление о бесконечной прямой
Отрезок – часть прямой, ограниченная с двух сторон.
отрезок не отрезок
Дети учатся чертить отрезки, измерять их, сравнивать. Отрезками яв-ся стороны многоугольника, звенья ломаной, радиус, диаметр.
* Если из точки провести по линейке прямую линию, то получим геом-ую ф-ру, которая называется ЛУЧ.
* Если провести два луча из одной точки; то получим геом-ую ф-ру, которая называется УГЛОМ. Лучи стороны угла.
Ломаная линия: звенья яв-ся отрезками, не лежат на одной прямой, конец одного отрезка яв-ся началом другого. Знакомятся с замкнутой (незамкнутой) ломаной; учатся чертить, находить длину ломаной.
* Замкнутая ломаная линия яв-ся границей многоугольника.
Угол имеет вершину и стороны (у Моро при знакомстве с многоугольниками). Дети легко справляются с построением угла. Но необходимо рассмотреть угол с точки зрения угла как плоскости, ограниченной двумя лучами. Необходимо проводить работу с моделями углов:
Для получения модели прямого угла, выполняется практическая работа. Дети из листа с неровными краями и точкой посередине, путем складывания – первая линия сгиба д пройти через точку; далее сложить так, чтобы части линии сгиба совместились – получаем прямой угол
Все модели, полученные учащимися накладываются друг на друга – вывод: все прямые углы равны м-у собой.
При знакомстве с острым и тупым углом, используют модель 3-х углов. Если на модель прямого угла наложить модель острого угла так, чтобы одна сторона совместилась, то др сторона пройдет внутри прямого угла, а в случае наложения тупого угла, другая его сторона пройдет вне прямого угла.
Все виды углов учащиеся выделяют на различных
фигурах.
Некоторые авторы дополнительно вводят градусную меру углов, знакомят с транспортиром. У Петерсон – развернутый, вертикальные и смежные углы.
II. Имея представление о точке, отрезке, угле, уч-ся м находить эти геом-ие фигуры в треугольниках, четырехугольниках, пятиугольниках и т.д., называя все эти ф-ры – многоугольниками.
Для упр-й в распознавании многоуг-ов м применять не только плоскостные фигуры, но и объемные тела – призмы, пирамиды. Работая с объемными телами уч-ся усваивают термины– грань, ребро, вершина (Истомина, Петерсон).
Многоугольник рассматривается с точки зрения замкнутой ломаной и наз-ся по количеству углов и сторон. У всякого многоугольника есть вершины, стороны, углы.
Для детей представляет трудность осознать что любой квадрат яв-ся прямоугольником. Причина в том, что образ квадрата и прямоугольника в сознании детей уже сформировался, а умением выделять существенные признаки еще не овладели. Прием - на доске различные фигуры: - Как их можно назвать? (многоугольники). – Назовите и покажите, у которой 3 угла и 3 стороны; 4 угла и 4 стороны; 5 углов и 5 сторон ит.д.
Предложить оставить только 4-хугольники. Выделите те у которых один, два, три, четыре прямых угла. Через несколько попыток дети м догадаться, что фигуры с тремя прямыми углами не может быть. Все прямые углы проверяются с помощью модели прямого угла.
В результате выделяются четырехугольники у которых все углы прямые. Они называются прямоугольники. Среди прямоугольников может выделить те, у которых все стороны равны. Это квадраты. Отношения м-у понятиями многоугольник, четырехугольник, квадрат можно представить схематично:
МНОГОУГОЛЬНИКИ
ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ
ПРЯМОУГОЛЬНИКИ
КВАДРАТ
Эту схему потом обыгрывают: «Где мое место?»
Учащиеся должны уметь чертить квадрат и прямоугольник и находить периметр и площадь.
Треугольник – дается описание, знакомятся с видами треугольников (класс по углам; разносторонние, равносторонние, равнобедренные).
Круг и окружность – круг изучается в подготовительный период, используется как счетный материал. Окружность – граница круга. Чертим циркулем – центр окружности. Изучается центр окружности, радиус, диаметр. Учатся чертить окружности. Уточняется понятие круг.
Объемные геометрические фигуры. Куб, шар…
В новых стандартах – умение распознавать, различать, называть.
Параллелепипед, цилиндр, конус – показать, найти в окружающем пространстве, познакомить с чертежами. Полезно давать развертки.
Многие авторы предлагают развивающие упр (игры). Истомина - игра «Дай как можно больше названий фигуры»
1 2 3
1 – многоугольник, четырехугольник, трапеция.
2 - многоугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат.
3 - многоугольник, четырехугольник, параллелограмм, ромб.
Некоторые авторы вводят единицы объема; учат объем параллелограмма и куба.
- 3.Изучение основных теоретических понятий в подготовительный период обучения грамоте.
- 4.Дидактические условия организации самостоятельной работы учащихся.
- 5. Обучение младших школьников решению задач разными методами.
- 6. Роль и место внеклассного чтения в подготовке школьника-читателя (система н.Н. Светловской)
- 7. Творческая деятельность младших школьников в учебном процессе.
- 1 Группа - "Познание".
- 2 Группа - "Создание".
- 3 Группа - "Преобразование".
- Сумма не меняется, если какую-нибудь группу рядом стоящих слагаемых заменить их суммой. Свойства вычитания
- Свойства умножения
- Свойства деления
- 3. На нуль делить нельзя!
- 10.Мотивация учебно-познавательной деятельности младших школьников.
- 11. Введение новых понятий и соответствующих действий на примере изучения тем «Умножение» и «Деление».
- I. Теоретико – множественный подход.
- II.Величинный подход (Давыдов-Эльконин и Петерсон).
- IV. Через понятие части – целое (через понятие кол-во частей)
- I. Теоретико – множественный подход.
- II.Величинный подход.
- 13. Дифференцированный подход к обучению детей с различным уровнем готовности к школе.
- 1. Десяток
- 15. Основной период обучения грамоте. Структура урока изучения нового в основной период обучения грамоте.
- 16. Контроль и оценка в учебном процессе начальной школы.
- 17. Формирование навыков устных вычислений (на примере навыков внетабличного сложения, вычитания и умножения).
- 21.Особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками (работы о.И. Никифоровой, л.Н. Рожиной).
- 22. Проблемное обучение в учебном процессе начальной школы
- 23. Формирование навыков арифметических операций над многозначными числами.
- 24. Изучение правил русской графики в начальной школе
- 25.Психолого-педагогические условия обучения одаренных детей.
- Билет 27. Методика изучения морфемного состава слова в начальных классах
- 28. Гуманизация образовательного процесса в начальной школе.
- 29. Форма и пространство. Формирование представлении о геометрических телах.
- 30. Проблема обращения к личности писателя на уроках литературного чтения. Реализация монографического подхода
- 32. Формирование вычислительных навыков («Табличное сложение и вычитание». «Умножение и деление с остатком»).
- Табличное сложение и вычитание натуральных чисел
- Правила пользования таблицей
- 34. Профессионально-педагогическая культура учителя начальных классов.
- 36. Методика изучения синтаксических единиц в начальной школе.
- 40. Сущность и особенности образовательной, воспитательной и развивающей функции обучения в начальной школе.
- 41. Методика обучения умению решать задачи разными способами.
- 43. Содержание образования в начальной школе. Государственный образовательный стандарт.
- 44. Содержание темы “Уравнения. Решение уравнений”. Решение текстовых (прикладных) задач с помощью уравнений
- 45. Научно-методические основы построения букварей (азбук). Реализация вариативности в построении букварей (азбук).
- 48.Методика обучения младших школьников написанию изложения.
- 49. Методы обучения. Классификации методов обучения.
- Работа над задачей с лишними данными.
- Использование уравнений при решении задач.
- Работа по классификации задач.
- Работа над задачей с неопределенным условием.
- 51. Методика работы над проверяемыми орфограммами в начальной школе
- 52. Сущность и соотношение понятий «закономерность», «принцип», «правило».
- 53. Обучение учащихся математическому языку на примере изучения математических выражений
- 54. Лексическая работа в начальных классах
- 55. Структура и особенности процесса обучения в начальной школе
- 56. Организация обучения при расширении понятия числа в начальной школе. Изучение множества натуральных чисел и дробей.
- 57. Современные модели организации обучения первоначальному письму.
- 59.Формирование представлений об отношениях для точек «лежать между».
- III. Аксиомы конгруэнтности
- IV. Аксиомы непрерывности
- V. Аксиома параллельности
- 1. Через две различные «точки» проходит «прямая»
- 2. На «прямой» имеется не менее двух «точек»
- 3. Из трёх «точек», лежащих на одной «прямой», одна и только одна расположена между двумя другими.
- II. Аксиомы порядка
- 60. Методика работы над словами с непроверяемыми орфограммами в начальной школе
- 61. Индивидуализация и дифференциации в учебно-воспитательном процессе начальной школы
- 62. Внетабличное умножение и деление. Формирование навыков внетабличного умножения и деления.
- 63. Система изучения имени существительного в начальных классах.
- 1. Длина
- 2. Ёмкость.
- 3. Площадь.
- Пояснительная записка
- Общая характеристика курса
- Место курса в учебном плане.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- Результаты изучения курса
- Обучающийся получит возможность для формирования:
- Личностные универсальные учебные действия
- Регулятивные универсальные учебные действия
- Познавательные универсальные учебные действия
- Чтение и начальное литературное образование 2 класс» Пояснительная записка
- Содержание программы
- 2. Техника чтения
- 2 Й класс
- 3. Формирование приемов понимания прочитанного
- 2 Й класс
- 4. Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного
- 5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями
- 6. Развитие устной и письменной речи
- 67. Сущность и особенности форм обучения в начальной школе
- 68. Методика изучения массы и веса в начальной школе
- 69. Система изучения морфемного состава слова: пропедевтические наблюдения, знакомство с особенностями однокоренных слов и корня слова, изучение приставки, суффикса, окончания.
- 70. Интегрированное обучение в начальной школе
- 71. Содержание и организация геометрического образования младших школьников.
- 72.Интеграция учебных дисциплин в начальных классах (на примере обучения написанию сочинений).
- 73. Формирование культуры здоровья учащихся в учебно-познавательном процессе начальной школы. Понятие здоровьесберегающих технологий.
- 74.Обучение учащихся умению решать задачи с помощью арифметических действий (арифметическим методом).
- 75. Методика обучения каллиграфии младших школьников.
- 76. Система развиваю обучения в начальной школе ( д.Б. Эльконин, в.В. Давыдов, л. В. Занков.)
- 77. Идеи развивающего обучения л.В. Занкова. Системы обучения математике на основе этих идей, их достоинства и недостатки.
- 79. Личностно - ориентированные технологии образовательного процесса.
- 80. Использование информационных технологий для проведения текущей, промежуточной аттестации в начальной школе.
- 81. Система изучения глаголов: задачи и содержание изучения глаголов.
- 82. Особенности реализации принципов обучения в начальной школе.
- 86. Методика изучения геометрических тел в начальной школе.
- 87.Организация работы с крупнобъемным произведением в начальной школе.
- В соответствии с уровневой организацией произведения м. П. Воюшина выделяет 5 необходимых для полноценного чтения умений:
- 88. Ученический коллектив как объект и субъект в образовательном процессе начальной школы.
- 1.2.Общая характеристика методики изучения геометрических величин младшими школьниками.
- 1.4.Методические особенности изучения площади геометрических фигур и единиц ее измерения на уроках математики в начальной школе.
- 1. Сущность, закономерности и принципы педагогического процесса
- Билет 92. Тема 9: методика изучения основных величин в начальных классах
- 96.Учебная деятельность как ведущая и как источник психического развития личности младшего школьника.
- 97. Особенности изложения темы «Деление с остатком» в курсе математики начальной школы.
- 100.Методика изложения темы «Величины» в курсе математики начальной школы на примере измерения времени
- 102. Основные дидактические концепции и системы в зарубежной педагогике и психологии ( Обобщенные характеристики)
- 103. Методика организации и проведения устного счета на уроках математики в начальной школе (на примере первого класса).
- 104. Методика изучения частей речи в начальных классах: особенности ознакомления младших школьников с личными местоимениями. Задачи изучения личных местоимений.
- 105. Становление и развития современной отечественной дидактической системы.
- 106. Методика изучения двузначных чисел и операций с ними в курсе математики начальной школы.