logo search
кулакова 1

В соответствии с уровневой организацией произведения м. П. Воюшина выделяет 5 необходимых для полноценного чтения умений:

1) Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.

2) Умение воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем. Художественное чтение – чтение медленное. О.И. Никифоров установил, что для возникновения представления в ответ на слово требуется почти в 3 раза больше времени, чем для понимания лексического значения того же слова.

3)Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия, динамику эмоций в лирике. Важно формировать

представление о композиции как одном из элементов содержательной формы, о её связи с её художественной идеей.

4)Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ – переживание в лирике, как один из элементов произведения, служащий для раскрытия идеи.

5)Умение видеть авторскую позицию (отношение, оценку) во всех элементах произведения.

На первый план уроков чтения выходит формирование художественного мышления, поэтому ведущим методом для учителя становится анализ художественного произведения, в процессе которого младшие школьники овладевают необходимыми читательскими умениями.

Нет ничего важнее для начинающего читателя, чем умение самостоятельно открывать в тексте тот смысл, который задумывался писателем. Ребёнку интересно читать тогда, когда он видит что-то важное для себя (персонаж, занимательный сюжет).

Методика коллективного чтения помогает начинающему читателю увидеть это важное для себя, а в дальнейшем облегчает переход от коллективного чтения к самостоятельному. А чтение-общение формирует необходимые умения для работы с крупнообъёмными произведениями.