logo search
ответы петр

14. . Материально-техническое обеспечение коллективов народного художественного творчества

Наличие хорошей материально-технической базы является одним из важнейших условий успешной социокультурной деятельности.

К сожалению, материально-техническую базу большинства социокультурных учреждений современной России можно оценить лишь на «удовлетворительно». Основная часть культурно-досуговых и социально-воспитательных учреждений располагается в зданиях, построенных еще до начала перестройки, т.е. до 1985 года. Естественно, что и сами здания этих учреждений, и их оборудование требуют ремонта, в т.ч. капитального, и обновления. По сведениям Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, в ремонте нуждаются до 44% клубных зданий. Из 1964 зданий, принадлежащих музеям, свыше 500 находятся в аварийном состоянии. Капитального ремонта требуют 41,7% зданий, в которых располагаются учреждения дополнительного образования детей. В значительной степени изношено оборудование аттракционов в парках культуры и отдыха, кинопроекционное оборудование кинотеатров. Не в лучшем состоянии и здания, в которых располагаются специализированные воспитательные учреждения для детей и подростков.

Что касается учреждений социального обслуживания, то большинство их находится в приспособленных или переоборудованных зданиях и помещениях. На протяжении последних 15 лет, по существу, не производится проектирование учреждений культурно-досуговой сферы.

Конечно, такое положение не может продолжаться бесконечно долго. Придет время и возобновится проектирование и строительство социокультурных учреждений. Делаться это будет не только на основе современных строительных технологий, но и, самое главное, с учетом особенностей контингента посетителей и клиентов тех или иных служб. Одним из обязательных требований к сооружениям такого рода является обеспечение беспрепятственного доступа к ним инвалидов.

Но и в сегодняшних условиях можно сделать немало в плане современного оснащения учреждений социокультурного профиля, создания обстановки уюта и комфорта. В теорию и практику социокультурной деятельности входит относительно новое понятие - дизайн культурной среды как культурообразующее явление со своей внутренней структурой, как образное представление культурного пространства объекта культуры. При этом предполагается не ограничивать культурное пространство (культурную среду) только художественно-эстетическим предметным наполнением, а превращать его в пространство для ситуационной деятельности, когда человек включается в художественную жизнь предметной среды. Лишь во взаимодействии с людьми предметы искусства, вся культурная среда как бы одухотворяются, «очеловечиваются» и начинают жить. Без человека, без людей, без ситуации деятельности культурная среда представляет собой неживое предметно-художественное пространство.

Задача дизайнера культурной среды в том и состоит, чтобы одухотворить, сделать благоприятной и притягательной обстановку кратковременного или долговременного пребывания посетителей (клиентов) в социокультурных учреждениях.