Задания поискового характера при повторении пройденного
Повторение пройденного материала предполагает не только дальнейшее закрепление полученных знаний, умений, навыков, но и совершенствование, углубление их. Однако совершенствование возможно в тех случаях, когда эти знания и умения применяются в новых условиях, как правило, более сложных по сравнению с начальным этапом закрепления. Такие условия – новые ситуации речевого общения – возникают при выполнении учащимися заданий поискового характера.
Как известно, задания поискового характера включают проблемные задачи, решение которых осуществляется учащимися без непосредственного участия учителя, и задания частичного поискового характера, выполняемые учащимися с некоторой «подсказкой» с его стороны. В том и другом случае школьники открывают новые для себя знания или способы их добывания, самостоятельно ориентируясь в новых ситуациях, анализируя языковые явления.
Но что же нового можно открыть при повторении, когда материал изучен?
Оказывается, и в этих условиях возможно создание проблемных ситуаций, разрешение которых доступно учащимся.
Изучение звукового строя языка предполагает усвоение учащимися физиологических, акустических и функциональных особенностей звуков речи. При повторении учащимся могут быть предложены такие задания поискового характера:
Выяснение особенностей звуков при произнесении слов и соединений слов.
Определение роли звуков в процессе речевого общения (смыслоразличительная функция звуков).
Так, при повторении правописания –ться — -тся в глаголах можно закрепить и усвоенное по разделу «Фонетика и графика», но в новой для учащихся ситуации:
– Произнесите пары глаголов: стремиться — стремится, купаться — купается, учиться — учится. В написании каких слов возможны ошибки и почему?
– Можно ли говорить о смыслоразличительной функции звуков в следующих случаях: плод — плот, полоскать — поласкать, труд — трут, прибывать — пребывать? Почему? Объясните.
Повторение лексики и фразеологии предполагает усвоение значения, происхождения и особенностей употребления слов и выражений, их роли в речи, путей обогащения лексики нашего языка. Особенность лексического анализа состоит в том, что учащиеся всегда исследуют новые для них слова и их значения и разрешают в связи с этим возникающие проблемы:
1. Выяснение происхождения слов и выражений. Например:
Выскажите предположение, почему ягоды получили название костяника, черника, земляника, клубника. Можно ли сказать подложить лягушку вместо подложить свинью ? Почему?
2. Определение лексической группы и её роли в речи. Например:
Найдите синонимы в данном отрывке.
Определите оттенки значений, вносимые каждым из них; объясните, с какой целью они использованы автором, в чем особенность этих синонимов.
3. Выявление сферы употребления слов и выражений (общеупотребительные слова, диалектизмы, профессионализмы). Например:
Кисти, краски, мольберт, этюды и большие полотна находились в мастерской. О какой мастерской идет речь? Как вы об этом узнали?
При повторении вопросов словообразования основное внимание учащихся обращается на выяснение морфемного состава слова и роль морфем как значимых его частей, а также на выяснение средств и способов словообразования.
Проблемные ситуации при повторении словообразования могут быть созданы на материале речевых ошибок, например:
В письме в редакцию одной из газет говорилось: «Сообщаем, что в двух домах уже проведено озамачивание подвалов».
Правильно ли выражена мысль? Обоснуйте свое мнение.
При повторении морфологии могут быть использованы такие задания:
1. Определение значения, грамматических признаков и синтаксической роли данной части речи. Например:
Можно ли отнести к именам существительным такие слова, как пятерка и пять?
Можно ли о ползущем насекомом сказать, что оно ползучее? Почему?
Такое задание поискового характера может быть предложено учащимся при повторении понятия об имени прилагательном перед изучением причастия.
2. Определение особенностей словоизменения, связей слов в предложении, особенностей словосочетания.
Где вы встречали такие выражения, как на добра коня, к синю морю ? Почему? О чем это свидетельствует?
Любое ли соединение слов можно назвать словосочетанием? Докажите.
Второе задние связано с повторением и морфологии и синтаксиса.
Структурно-семантический подход к изучению синтаксиса в школе обусловливает и выбор заданий поискового характера. Они могут быть такими:
1. Выяснение структурно-семантических, интонационных особенностей конструкции, входящей в состав предложения.
2. Выяснение структурно-семантических и интонационных особенностей предложения. Например:
Определите сходство и различие предложений:
Начальник Иван Сергеевич Федотов прибыл на стройку.
Начальник, Иван Сергеевич Федотов, прибыл на стройку.
(Задание может быть дано при повторении обособленных приложений.)
Различаются ли интонационно (и почему) прямая речь и слова автора? Объясните.
При изучении стилистики в школе основным является выяснение стилистической роли языковых средств и особенностей функциональных стилей речи. Этому соответствуют такие задания поискового характера:
1. Выявление стилистической роли фонетических средств языка.
Роль фонетических средств может быть показана на примере использования звукописи в художественных произведениях.
2.Выявление стилистической роли лексико-фразеологических средств языка. Например:
К. Чуковский замечает, что всякий образованный человек отшатнется, как от дикаря и невежды, от того, кто скажет: «Я кушаю». Объясните почему. Как нужно сказать в этом случае?
3. Выявление стилистической роли словообразовательных средств языка.
4. Выявление грамматико-стилистической роли слов и конструкций. Например:
Как правильно: дверями или дверьми? Различаются ли эти варианты стилистически?
Какова роль порядка слов в названии статьи в газете «Вечерняя Москва»: «Растет квартал на Можайском»?
Выявление стилей речи.
При повторении орфографии могут быть применены задания семантико-орфографического, фонетико-орфографического и словообразовательно-орфографического типов. Например: Почему возникают ошибки в написании согласных в корнях слов песчаный, дощатый, решётчатый? Объясните. Постановка знаков препинания основана на смысловом, структурном и интонационном принципах. В соответствии с этим при повторении пунктуации могут быть использованы задания: а) на выяснение интонационно-смысловых особенностей предложения и выбор соответствующих им знаков препинания и б) на выяснение структурно-семантических особенностей предложения и выбор соответствующих им знаков препинания. Какое же место должна занимать поисковая деятельность учащихся при повторении? При закреплении изученного, повторении его у учащихся происходит самостоятельное овладение знаниями и формирование умений. Уровни проявления самостоятельности мышления в этих случаях различны: от работ по образцу – к частично-поисковым и поисковым. Так, работа по образцу осуществляется в тех случаях, когда воспроизводятся и анализируются готовые тексты, предложения, словосочетания, слова (например, расставляются знаки препинания в тексте без знаков, указываются признаки части речи в данных словосочетаниях и т. п.). При выборе языковых средств по известному образцу в связи с изменением данных текстов, предложений, словосочетаний, слов (например, при вставке пропущенных букв, замене глаголов настоящего времени формами прошедшего времени и т. п.) учащиеся тоже осуществляют репродуктивную деятельность. В том и другом случае теоретические сведения усвоены ранее, закреплены и при повторении происходит дальнейшее совершенствование знаний и навыков; логическая работа во втором случае более сложная, поскольку текст надо изменить.
Более высокие уровни проявления самостоятельности мышления – частично-поисковый и поисковый – характеризуют деятельность учащихся при творческом использовании языковых средств в связи с созданием текстов, предложений, словосочетаний, образованием слов (написание изложений, сочинений, выполнение заданий поискового характера и т. п.).
Таким образом, поисковая деятельность учащихся в системе закрепления, повторения пройденного является необходимым звеном. Задания поискового характера необходимы для полноценной подготовки школьников к участию в жизненно-речевой практике, для ориентировки в новых ситуациях речевого общения, для подготовки выпускников школы к жизни.
Русский язык в школе. 1981. №2. С.36-40.
Григорян Л.Т.
- Понятие языковой системы в школьном курсе русского языка
- Концепция образования по русскому (родному) языку в 12-летней школе (основное и среднее (полное) общее образование) Значение родного языка в системе школьного образования и воспитания
- Цели обучения русскому языку как родному
- Содержание обучения русскому (родному) языку
- Структура курса русского (родного) языка
- Система методов обучения (дидактический аспект)
- Задачи совершенствования системы методов обучения русскому языку
- Работа над умениями и навыками по русскому языку в 5-9 классах
- Проблемы преемственности и перспективности в обучении русскому языку
- О реализации принципа преемственности в программах по русскому языку начальной и средней школы
- Коммуникативная методика в преподавании русского языка
- Формирование умения работать со справочной лингвистической литературой
- Использование терминов, определений, правил Применение терминов
- Применение определений в школьном курсе русского языка
- Методика изучения правил
- Опрос на уроках русского языка
- «Плюсы» и «минусы» опорных конспектов
- Как преодолеть «минусы» опорных конспектов
- Задания поискового характера при повторении пройденного
- Организация внеклассной работы по русскому языку в средней школе
- Основные принципы организации внеклассной работы
- Виды и формы внеклассной работы
- Чем заниматься в кружке русского языка?