logo search
КОРРЕКЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕ

Развитие творческого мышления и воображения

В рамках умственного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью необходимо обратить внимание на формирование творческого мышления. Зная о склонности детей с интеллектуальной недостаточностью к шаблонным, стереотипным способам функционирования в окружающем предметном и социальном мире, необходимо использовать размого рода задания и виды деятельности для расшатывания такого рода жестких рамок. Это и сюжетно-ролевые игры и изобразительная деятельность (рисование по собственному замыслу, дорисовывание рисунков и т.д.). Хорошо себя зарекомендовали в этом плане задания, разработанные в лаборатории Л.А.Венгера21.

В этом направлении могут применяться и задания, разработанные О.М.Дьяченко (1966, 1986, 1990, 1994). Они привлекательны тем, что рассчитаны на развитие воображения дошкольников. По мнению О.М.Дьяченко, процесс воображения состоит из симультанного процесса порождения идеи — образа объекта и сукцессивного процесса выстраивания цепочки образов — преобразований основной идеи. Таким образом, одновременно создаются идея и план ее реализации. Задания О.М.Дьяченко позволяют сочетать подчиненность воображаемых образов поставленной задаче с их оригинальностью, дают возможность достаточно логично перейти от репродуктивных задач к продуктивным и творческим.

Методика включает два этапа. На первом этапе детям предлагается дорисовывать неопределенные изображения. Решение подобных задач доступно нормально развивающимся трехлетним детям. Затем осуществляется переход к заданиям, в которых заданная фигура должна превратиться во второстепенную деталь предмета.

Обучающий эксперимент О.М. Дьяченко включает четыре этапа.

Поскольку способность к созданию плана-замысла игры невозможна без проявлений творчества, то возможно обращение к заданиям, направленным на изучение воображения в рамках игровой деятельности. Методика разработана Е.Зворыгиной и Л.Яворончук (1986, 1987)23 для детей младшего дошкольного возраста. Она может использоваться также как обучающая. Задания оказываются очень удобными для обучения старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, так как не требуют модификации. Суть методики состоит в следующем: детям предлагается решать игровые задачи типа “Кукла плачет, она хочет есть, покорми ее”, “Корова грустит, она заболела, полечи ее”. Детям последовательно предлагаются для отображения бытовые сцены, ситуации, требующие знания общественной жизни, сказочные.

Многочисленные исследования свидетельствуют о тесной связи возможностей в создании плана-замысла игры с содержательной характеристикой игры как деятельности24. В связи с этим, мы обращаемся к тем заданиям методики Е. Зворыгиной и Л. Яворончук, которые направлены на изучение возможности реализовывать конструктивный материал в сюжетной игре как одну из особенностей воображения детей младшего дошкольного возраста. Акцент при этом делается на обучении детей с интеллектуальной недостаточностью умению изменять с помощью конструктора игровую предметную среду и применять его детали в качестве предметов-заместителей.