2.7. «Школа для всех» Евгения Александровича Ямбурга. Москва
Евгений Александрович Ямбург — заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор московского Центра образования № 109. Разработчик и автор адаптивной модели школы, книг «Школа для всех», «Педагогический декамерон» пытается найти компромисс между интеграцией и дифференциацией в школе в виде ИНДИФИИ. Это одна из горячих точек среди других проблем школы, о которых ниже.
Евгению Ямбургу пришлось стать не только педагогом, но и менеджером от образования. Все ли учителя — неудачники? Что происходит сегодня с детьми и можно ли любить школу — об этом рассказывает Евгений Ямбург:
«Сегодня детей надо удивлять. Детям всё равно, кто я – доктор наук, академик, профессор и так далее. Образно говоря, каждый раз в класс ты входишь голым, и должен доказывать, что ты не медведь. И поскольку учитель давно перестал быть единственным источником информации, то – должна быть харизма. Или тебя будут выносить из класса.
Как он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять…
Понимаете, это очень сложно. Но возможно.
Как изменились дети и родители?
Сегодня, когда маленькой четырёх с половиной летней девочке показываешь книжку – а у нас тут детский сад в центре образования, — она делает на книге характерное движение пальчиками и удивляется, почему изображение не расширяется. Конечно, это уже цифровое поколение, и есть некоторые способы восприятия, которые меняются. Внутренне они намного свободнее, чем мы, что мне, например, очень нравится. С другой стороны, они часто – более бесцеремонные, что не может не ранить душу старого учителя.
Кстати говоря, понятие возраста очень относительно. (Не единичное выказывание). Я знаю семидесятилетних учительниц, у которых горят глаза, и двадцатипятилетних с тухлыми глазами – это не возрастная категория.
«Сдать ребёнка на сохранение» — это такой тренд. И потом – школу сегодня превратили в продавца образовательных услуг, что на самом деле несовместимо с творчеством – ни с художественным, ни с педагогическим. И в этом смысле позиция, что «клиент всегда прав» меня тоже не устраивает.
В чём сильная сторона дифференциации? Можно оказать помощь ребёнку – предметную, реальную, с учётом его развития во всех сферах – интеллектуальной и эмоциональной. В чём отрицательная сторона? Это ощущение неполноценности, второсортности и всё такое.
В чём сильная сторона интеграции? Это толерантно, это политкорректно, это не создаёт ощущение второсортности у одних и завышенной самооценки у других. Но реальную помощь оказать нельзя.
Поэтому сегодня в мире – и я – один из тех, кто это продвигает, — есть понятие «индифия». Это гибкое сочетание интеграции и дифференциации – не «или — или», а «и — и». Даже один и тот же ребёнок на разных стадиях развития и обучения требует то дифференциации, то интеграции. Потому что есть, например, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Говорить такому ребёнку: «будь внимателен», — это всё равно, что сказать слепому: «присмотрись», — там нужны специальные технологии. И лучше маленькие классы. Хотя интеллект у него сохранен.
Ещё Чехов говорил, что «нищий учитель – позор для страны». Но, поскольку сумма средств на образование в большинстве регионов осталась та же, то повысили часто за счёт того, что из школы убирали так называемых «лишних» людей – дефектологов, психологов, логопедов. А это большая беда. Потому что помогать нужно всем детям, но очень прицельно понимая, в чём их проблемы41».
Ямбург как-то признался, что за прошлый учебный год он практически наизусть выучил проект закона «Об образовании» — так часто его просили высказать о нем свое мнение. Одна из его претензий к законопроекту — он «плохой, не учитывает современную ситуацию, когда в школу приходят 85% детей с различными заболеваниями.
«Таким образом сегодняшняя ситуация в российской школе какова? - не реформа образования, а реформа экономики образования. С одной стороны, государство говорит: «Образование должно быть бесплатным». Но тут же говорит школам: «Не сидите на шее у государства». Учителя превращают из наставника в продавца услуг. «Сокращают в первую очередь столь нужных психологов и дефектологов — не математика же –сокращать42»!
В высказываниях российского автора мы проследили сходство с мнением американского автора в следующем:
1) Стандарты не стимулируют творчество;
2) Современное поколение детей – это цифровое поколение;
3) Учитель давно перестал быть единственным источником информации;
4) Понятие возраста очень относительно;
5) Школу сегодня превратили в продавца образовательных услуг
- Оглавление
- Глава 1. Реформа российского образования последнего
- Глава 2. Нестандартные теории мирового сообщества,
- Глава 3. Что век грядущий нам готовит?…………….……….........54
- Введение
- Глава 1. Реформа российского образования последнего десятилетия. Портрет героя реформы образования
- 1.1. Портрет блогера
- 1.2. Портрет журналиста
- 1.3. Портрет ученика начальной школы в условиях реформы образования
- 1.4. Портрет учителя в условиях реформы образования
- 2 Глава. Нестандартные теории мирового сообщества, помогающие составить портрет нового будущего образования исходя из проблем образования сегодняшнего;
- 2.1.Концепции Кена Робинсона
- 2.2. «Сибирские вузы: от Наполеонов до слияний» Исторический взгляд Сергея Шмидта на вопрос «исчезновения» вуЗов
- 2.3. Проект « Гуманитарное образование в условиях социальной модернизации» в Сибири
- 2.4. Школы убивают креативность
- 2.5Вырастить маленьких гениев и по-настоящему образованных современных людей.
- Михаил Казиник о современном образовании и о школе будущего
- 2.6. Профессор кафедры возрастной психологии мгппу Катерина Поливанова о том, что не так в нашей школе
- 2.7. «Школа для всех» Евгения Александровича Ямбурга. Москва
- 2.8. Сравнительная характеристика проблем образования в России и мире по результатам теоретического анализа:
- Глава 3. Что век грядущий нам готовит
- 3.1. Во что играют наши дети
- 3.2.Пусть играют в школе (в школах Москвы тестируют электронные учебники)
- 3.3.Программа «Будущая школа Финляндии»
- 3.4.Дети реформируют школу. Блог школьного всезнайки.
- 3.5. Школа завтра не нужна
- 3.6. Версии современников: что станет с образованием - обобщение
- Заключение
- Статьи из научных периодических изданий
- Статьи из периодической печати, касающиеся исследуемой тематики
- Нормативные акты и документы
- Электронные ресурсы
- Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку. Видео