logo search
Кристина Ульянова

1.6. Классификация видов наглядности

Повышение эффективности обучения иностранным языкам во многом зависит от учебно-материальной базы школы, и от того, какими средствами обучения располагает учитель и как он их использует в учебном процессе.

Средства обучения - необходимое условие успешного изучения того или иного предмета. С их помощью осуществляется связь обучения и воспитания.

Иностранный язык относится к числу предметов, которыми учащийся овладевает в процессе активной речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо). Вот почему наглядные средства обучения способны обеспечить мотивационно-побудительный уровень общения, создать обстановку, приближенную к реальным условиям, в которых обычно возникает потребность в общении людей друг с другом.

Как известно, речевая практика грамматического материала по той или иной теме способствует его переходу в активный запас, что в дальнейшем обеспечит его самостоятельное употребление в речи самими учениками, а это и является основной целью при обучении грамматике. С помощью рисунков, фотографий, картин, ассоциограм можно создать ситуации, стимулирующие и мотивирующие речевую деятельность учащихся, вызывающие потребность говорить на иностранном языке.

Ян Амос Коменский различал наглядность предметную и образную, В обучении языку всё многообразие видов наглядности можно свести к двум основным:

I языковая наглядность.

II неязыковая наглядность,

Первый вид наглядности включает в себя:

1. Коммуникативно-речевую наглядность, - наглядную демонстрацию

коммуникативно-смысловой функции языкового явления в речи (устной и письменной).

2. Демонстрацию языковых явлений в изолированном виде (фонем,

морфем, слов, предложений и т. д.) в устной или письменной форме.

3. Лингвистическую схемную наглядность (схемы, таблицы и т. д.)

К неязыковой наглядности относятся все способы предъявления

экстралингвистических факторов окружающей действительности:

естественная, изобразительная наглядность (картины, диафильмы,

кинофильмы). В зависимости от вида анализатора различают 1)слуховую; 2)зрительную; 3)двигательно-моторную.[20;41]

В практике обучения иностранному языку имеет место комбинирование различных видов наглядности. В зависимости от цели использования наглядности можно говорить о следующих её функциях:

1) презентация языкового материала (в связной речи или в изолированном виде);

2) уточнение знания языкового явления;

3) создание условий для естественного использования языка как средства обучения, для коммуникативного пользования языковым материалом в устной и письменной речи.

Можно выделить еще несколько классификаций наглядности в зависимости от того, какой критерий мы берем за основу.[22;44]

По действующему анализатору можно выделить следующие виды

наглядности:

1. зрительная (зрение)

2. слуховая

3. обонятельная

4. моторная (двигательная)

По особенности восприятия наглядность может быть:

1. внешняя — перцептивная (основанная на зрительном

восприятии)

2. внутренняя (основанная на деятельности памяти и воображения).

В зависимости от того, на что направлено внимание учеников,

наглядность можно разделить на:

1. содержательную - это такая наглядность, которая направляет внимание учеников на содержание того или иного отрезка действительности.

2. смысловую - наглядность, которая формирует отношение школьников на то, что изображено на картинке.

По отношению к процессу обучения иностранному языку наглядность делится на:

1.наглядность первого плана - это непосредственно экстралингвистическое окружение учащегося во время учебного процесса:

обстановка, предметы классной комнаты, действия учителя.

2. наглядность второго плана - это картинки с изображением предметов, кроки, показывающие действия или процессы.

В зависимости от цели использования наглядность можно разделить на:

1. наглядность для обучения грамматике (картинки / задания find and match/, символы, логарифмическая линейка, показ действий и их комментирование, подстановочные таблицы, рисунки в стиле кроки.)

2. наглядность для обучения лексике (картинки, символы, предметная наглядность, ребусы)

3. наглядность для развития монологической речи (картинки с

неразвернутой ситуацией, ситуативные картинки, газетные иллюстрации).

4. наглядность для развития диалогической речи (кроки, картинки).

5. наглядность для развития умений и навыков аудирования (кроки,

картинки).

По степени абстрактности наглядность делится на:

- естественную (предметы объективной реальности)

- экспериментальную (опыты, эксперименты)

- объемную (макеты, фигуры)

- изобразительную (картинки, фотографии, рисунки)

- звукоизобразительную (кино, телевидение)

- звуковую (магнитофон)

- символическую и графическую (карты, графики, схемы, формулы)

Картинка - это универсальное и самое распространенное наглядное пособие. Ее можно использовать очень разносторонне: как для развития аудирования и говорения, отработки лексического материала, так и для отработки грамматического материала.

По характеру изобразительного материала можно выделить:

Тематические картины помогают в создании ситуаций, стимулирующих речевую деятельность учащихся, облегчают беседы по

содержанию изобразительного материала.

При работе с картинкой оправданы следующие виды заданий:

повторение вслед за учителем фраз; ответы на вопросы учителя; постановка вопросов к тому, что изображено на картинке; составление небольших высказываний.[12;96]

Работа с картинками проходит в быстром темпе. При этом следует предусмотреть сменяемость картинок, используемых - для развития умения учащихся отвечать. Картины могут стимулировать учащихся к

монологическим высказываниям на заданную тему, помогать шире использовать знакомый грамматический материал.

Большую помощь учителю окажет иллюстративный материал из альбомов по странам изучаемого языка. Фотографии и картины, включенные в альбом, знакомят с достопримечательностями той или иной страны, писателями, учеными этих стран. Каждый ученик в данной ситуации может выступить в качестве экскурсовода.

Возможны разные варианты работы по той или иной ситуации:

преподаватель рассказывает по картине, учащиеся пересказывают содержание картины от лица персонажей. И, наконец, учитель может предложить учащимся изменить ситуацию, дополняя или убрав отдельные элементы картины, и составить небольшой связный рассказ.

Учитель может предложить учащимся описать композицию или

попросить их составить определенную ситуацию по картинке. Кроме того, С.П.Золотницкая считает, что полезно побеседовать по отдельным частям картины или по всему сюжету в целом. Как известно, для того, чтобы лучше закрепить пройденный грамматический материал, необходимо как можно чаще употреблять его в речи. Но одной из трудностей монологической речи является ее содержательная сторона. Картинка " оптимальное средство снятия содержательной трудности говорения, поэтому это средство обучения эффективно при развитии и совершенствовании грамматических навыков.

Таким образом, на основе всего рассмотренного выше, можно сделать следующие выводы.

- Каждый раз, используя те или иные наглядные пособия и средства

наглядности, учитель отдаёт себе отчёт в том, какую именно функцию эти пособия должны выполнять в учебном процессе, какую роль они могут сыграть в решении учебных задач. Нельзя использовать наглядные пособия лишь для того, чтобы насытить уроки наглядностью.

- При использовании наглядных пособий учителю необходимо учитывать и возрастные, и индивидуальны особенности учащихся.

- Наглядность необходима и полезна в той степени, в какой она

способствует активизации деятельности учащихся по познанию

объектов, по овладению знаниями и действиями в отношении этих

объектов.

- Более адекватной формулой наглядности является следующая:

наглядность - это понимание и активность.

- Наглядность играет очень важную роль в обучении иностранному

языку. С ее помощью осуществляется семантизация и закрепление

грамматического материала. С помощью картинок решаются речевые проблемные задачи при свободном говорении. Но самое главное, мы считаем это то, что при выполнении упражнений с применением наглядности ученики говорят и слушают не потому, что обязаны это делать, а им интересно решать подобные речевые задачи.