13 Методы, методические приемы обучения при изучении образовательной области «Технология».
Теоретический и исторический методы исследования
Начало любого педагогического исследования связано, как правило, с
изучением литературных источников, с ознакомлением с теорией
исследуемого вопроса. Этот метод так и называется - теоретическим. С его
помощью определяется область неисследованного в науке, формулируется
гипотеза, решаются другие задачи исследования.
-исторический метод.
Предварительное ознакомление с историей вопроса очень важно для
проведения серьезного и глубокого исследования. Критическое
использование исторически сложившегося опыта прошлого предостерегает
от ненужных увлечений и ошибок, от открытия давно открытого.
Исторический метод исследования связан с изучением историко-
педагогической литературы и архивных материалов.
Метод педагогического наблюдения
Метод наблюдения - это систематическое целенаправленное изучение
того или иного вопроса методики преподавания технологии путем
непосредственного восприятия педагогических явлений.
Объектами педагогического наблюдения могут быть поведение,
поступки и действия учащихся, деятельность учителя технологии,
применяемые им методы, приемы и средства обучения;
Основные требования к проведению педагогического наблюдения:
целенаправленность, четкая постановка задач и определение подлежащих
наблюдению сторон учебно-воспитательного процесса.
Наиболее объективные результаты дает наблюдение в естественных
условиях обучения.
Метод беседы
Беседы как метод исследования методики преподавания технологии
могут проводиться с учащимися, учителями технологии, родителями
учащихся.
Анкетный опрос
Метод анкетного опроса, или анкетирование, представляет собой
применение специально разработанных анкет с вопросами. Ответы на эти
вопросы дают значительный материал об исследуемых явлениях, и в отличие
от беседы анкетирование может собрать значительно больший материал,
который можно подвергнуть математической обработке.
Главным в анкетировании является подбор и формулирование вопросов,
заключаемых в анкеты.
Педагогический эксперимент
Сущность эксперимента по методике преподавания
технологии·заключается в том, что условия, содержание, методы и формы
организации учебно-воспитательного процесса в различных направлениях
проверяет та или иная гипотеза, тот или иной вариант построения процесса
обучения.
Эксперимент проводится путем сравнения результатов по-разному
построенных процессов обучения, поэтому важно, чтобы эти результаты
были сопоставимы.
- 1. История трудового обучения в России и за рубежом. Современные проблемы и перспективы развития технологического образования.
- 2. Труд. Функции труда. Роль труда в формировании и развитии личности и общества.
- 4. Современная образовательная парадигма. Роль и место технологического образования в современной образовательной парадигме.
- 5.Требования к личности, предъявляемые современным информационно-технологическим обществом. Понятие «конкурентоспособность».
- 6. Психофизиологические особенности работоспособности в подростковом возрасте. Охрана труда и здоровья учащихся на уроках технологии.
- 1. Тб при работе с иголками и булавками.
- 8.Основы теории формирования трудовых умений. Виды умений и навыков, формируемых на уроках технологии.
- 9. Подходы к понятию «технология». Технология как предмет и средство обучения в системе технологического образования. Признаки технологической деятельности.
- 10. Подходы к определению понятия «Технологическая культура». Роль в образовательной области «Технология» в формировании технологической культуры школьников.
- 11. Методическая система обучения дисциплинам образовательной области «Технология»
- 12.Системы производственного (практического) обучения. Выбор системы обучения при планировании учебного процесса.
- 13 Методы, методические приемы обучения при изучении образовательной области «Технология».
- 14. Урок как ведущая форма изучения технологии. Требования к современному уроку технологии.
- 15. Традиционные и инновационные образовательные технологии образовательной области «Технология»
- 16. Игровые технологии. Деловые игры в преподавании технологии.
- 17. Технологии проблемного и развивающего обучения: концептуальные основы, цели, особенности содержания и методики.
- 18 Личностно-ориентированные технологии: концептуальные основы, цели, особенности содержания и методики, дидактический комплекс.
- 19. Межпредметные связи на уроках технологии. Направления работы учителя технологии по организации межпредметных связей.
- 20. Педагогическое проектирование учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 21. Управление качеством технологической подготовки.
- 22. Различные формы и методы контроля и оценки знаний учащихся.
- 23. Методическая работа в школе – составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.
- 24. Роль методов проектов в технологическом образовании
- 25.Учебно-материальные средства при изучении технологии.
- 26.Современные средства обучения. Информационные технологии в технологическом образовании.
- 27. Организация дополнительного образования по технологии
- 28.Изучение вопросов охраны труда в процессе технологической подготовки.
- 1. Тб при работе с иголками и булавками.
- 2. Тб при работе с ножницами.
- 3. Тб при работе на швейной машинке.
- 4. Тб при работе с утюгом.
- 30. Требования техники безопасности в учебных мастерских