Использование терминов, определений, правил Применение терминов
Тема «Применение терминов» тесно связана с темой «Использование определений», поэтому работа по этим темам может совмещаться.
В методическом отношении вызывает большой интерес вопрос о словах, употребляемых в качестве терминов, например, о нетерминологических словах, вызывающих избыточные ассоциации при их использовании.
Система понятий отражается в системе терминов. В пособие включены упражнения с целью установления родо-видовых отношений между наименованиями понятий.
Термины-дублеты. В учебных пособиях встречаются термины-дублеты. Так, нередко по-разному называются компоненты словосочетания: 1) главное слово, господствующее слово, подчиняющее слово, стержневое слово, определяемое слово; 2) зависимое слово, подчиненное слово, определяющее слово.
Слова, используемые в качестве терминов. В качестве терминов могут выступать специальные слова, употребляемые только как термины (суффикс, глагол, флексия), но чаще для этих целей используются слова из обиходной речи (союз, окончание, корень, приставка). Нетерминологические слова страдают при их употреблении избыточными ассоциациями: учащиеся пытаются толковать их значение, исходя из обыденного значения слова, нетерминологического, например: окончание – то, что стоит в конце слова.
Термины-словосочетания. Термины могут выражаться одним словом (предложение) и словосочетанием (простое предложение; определение, стоящее после определяемого слова).
Термины словосочетания образуют системы понятий, находящихся в родо-видовых отношениях. Например:
Сказуемое
простое глагольное составное сказуемое
сказуемое
составное именное составное глагольное
сказуемое сказуемое
- Понятие языковой системы в школьном курсе русского языка
- Концепция образования по русскому (родному) языку в 12-летней школе (основное и среднее (полное) общее образование) Значение родного языка в системе школьного образования и воспитания
- Цели обучения русскому языку как родному
- Содержание обучения русскому (родному) языку
- Структура курса русского (родного) языка
- Система методов обучения (дидактический аспект)
- Задачи совершенствования системы методов обучения русскому языку
- Работа над умениями и навыками по русскому языку в 5-9 классах
- Проблемы преемственности и перспективности в обучении русскому языку
- О реализации принципа преемственности в программах по русскому языку начальной и средней школы
- Коммуникативная методика в преподавании русского языка
- Формирование умения работать со справочной лингвистической литературой
- Использование терминов, определений, правил Применение терминов
- Применение определений в школьном курсе русского языка
- Методика изучения правил
- Опрос на уроках русского языка
- «Плюсы» и «минусы» опорных конспектов
- Как преодолеть «минусы» опорных конспектов
- Задания поискового характера при повторении пройденного
- Организация внеклассной работы по русскому языку в средней школе
- Основные принципы организации внеклассной работы
- Виды и формы внеклассной работы
- Чем заниматься в кружке русского языка?