logo search
МПРЛ длинные ответы

15. Чтение литературных произведений школьниками как социальная, психологическая и методическая проблема. Изучение и проблемы развития читательских интересов школьников.

Чтение литературных произведений – деятельность во многом сложная, как и творение искусства, при определенных условиях вызывает потребность анализа и дает установку на анализ. Асмус: чтение – важнейший творческий процесс, требующий напряжения, интеллекта и чувств, памяти и воображения, опирающиеся на всю духовную сферу в жизни человека. В современной методике проблема чтения самая актуальная. Причины эти социального, психологического и методического характера: 1. в современных условиях всеобщей компьютеризацией ученики все реже общаются с книгой, 2. введение ЕГЭ, который может сдать ученик с легкостью, 3. существенная значимость в умении развить у учащихся речь, 4. чтение литературных произведений – деятельность сложная, как творение искусства. Художественный образ: - вымысел, - типизация (обобщение), - индивидуализация. Это обусловлено тем, что общение с искусством предполагает способность перенесения в себя другого человека в незнакомой жизненной ситуации, т. е. преображение себя, выходы за пределы себя. Ум читателя во время чтения активен, поскольку одновременно он противостоит тому, чтобы принять образы искусства, за явления самой жизни и голосу скептицизма, который утверждает, что изображенная автором жизнь есть вымысел искусства. Читатель одновременно видит, что художественные образы – это образы жизни и понимает, что это не сама жизнь, а только художественное отображение. Чтобы чтение оказалось плодотворным, чтобы состоялся диалог между читателем и писателем и от этого труда не может освободиться. Хороший читатель тот, который обладает: - воображением, - памятью, - богатым словарным запасом, - художественным вкусом. Более значимыми являются причины методического характера. У хорошего учителя читают все. Следует иметь ввиду, что от организации чтения во многом зависит успех работы над всей литературной темой. Пока произведение не воспринято, ученик не чувствует потребность в анализе, он даже может сопротивляться всем попыткам заставить его говорить. Книгу надо просто прочитать, переживая, волнуясь. Иногда целесообразно прочесть в классе несколько глав и только потом прочитать се произведение. Можно сопровождать чтение комментированием, однако эти комментирования не должны быть слишком подробными и не должны дублировать те комментарии, которые даны в учебниках и хрестоматиях. Рассказать какие-то биографические сведения, которые связаны с литературным произведением. Выявить в произведении те проблемы жизненно-важные, которые волнуют учащихся (по Ильину). Зачитать самые интересные моменты из произведений. Рассказать об истории создания или литературном прототипе, чтобы влияние книги было прочным, не исчезло первое эмоциональные впечатления учеников.