19.Сравнительная характеристика методов педагогической психологии.
Педагогическая психология, используя все три источника по¬лучения данных, располагает основным арсеналом научных ме¬тодов, таких как наблюдение, беседа, анкетирование, экспери¬мент, анализ продуктов деятельности (творчества), тестирование, социометрия и др. [подробнее см. 39, с. 88-117]. В зависимос¬ти от уровня научного познания — теоретического или эмпири¬ческого — методы определяются как теоретические или эмпи¬рические. В педагогической психологии используются преиму¬щественно эмпирические методы.
Наблюдение — основной, наиболее распространенный в пе¬дагогической психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод целенаправленного систематического изу¬чения человека. Наблюдаемый не знает о том, что он является объектом наблюдения, которое может быть сплошным или вы¬борочным, — с фиксацией, например, всего хода урока или по¬ведения только одного или нескольких учеников. На основе на¬блюдения может быть дана экспертная оценка. Результаты на¬блюдения заносятся в специальные протоколы, где отмечается фамилия наблюдаемого (наблюдаемых), дата, время и цель. Протокольные данные подвергаются качественной и количеств венной обработке.
Самонаблюдение — метод наблюдения человека за самим со¬бой на основе рефлексивного мышления (объектом самонаблюдения могут быть цели, мотивы поведения, результаты деятель¬ности). Этот метод лежит в основе самоотчетов. Он характери¬зуется достаточной субъективностью, используется чаще всего как дополнительный (на рубеже XIX-XX вв. самонаблюдение было основой интроспективной психологии).
Беседа — широко распространенный в педагогической пси¬хологии (и в педагогической практике) эмпирический метод по¬лучения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в ре¬зультате его ответов на целенаправленные вопросы. Ведущий бе¬седу не сообщает о ее цели тому, кто изучается. Ответы фикси¬руются либо магнитофонной записью, либо скорописью, стено¬графированием (по возможности не привлекающими внимания беседующего). Беседа может быть как самостоятельным методом изучения человека, так и вспомогательным, например предваря¬ющим эксперимент, терапию и т.д.
Интервью как специфическая форма беседы может исполь¬зоваться для получения сведений не только о самом интервью¬ируемом, который знает об этом, но и о других людях, событи¬ях и т.д.
В ходе беседы, интервью может быть дана экспертная оцен¬ка.
Анкетирование — эмпирический социально-психологичес¬кий метод получения информации на основании ответов на спе¬циально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы. Подготовка анкеты — ответственное, требующее профессионализма дело. При составлении анкеты учитываются: 1) содержание вопросов, 2) их форма — открытые и закрытые, на последние следует ответ «да» или «нет», 3) их формулировка (ясность, без подсказки ответа и т.д.), 4) количе¬ство и порядок следования вопросов. В педагогической практи¬ке на анкетирование отводится не более 30—40 мин. Порядок сле¬дования вопросов чаще всего определяется методом случайных чисел.
Анкетирование может быть устным, письменным, индивиду¬альным, групповым, но в любом случае оно должно отвечать двум требованиям — репрезентативности и однородности выборки. Ма¬териал анкетирования подвергается количественной и качествен¬ной обработке.
Эксперимент — центральный эмпирический метод научно¬го исследования, получивший широкое распространение в педа¬гогической психологии. Различают лабораторный (в специальных условиях, с аппаратурой и т.д.) и естественный эксперимент, проводимый в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, влияние которой и изучается. Од¬ной из наиболее эффективных и распространенных в последние десятилетия (особенно в отечественной педагогической психоло¬гии) форм естественного эксперимента является формирующий эксперимент. В его ходе изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей, в уровне психического и лично¬стного развития обучающихся под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием.
- 1. Причины возникновения педагогической психологии.
- 2. Педагогика, как основа обучения.
- 3. Педагогические цели и средства.
- 4. Психология как отрасль науки.
- 5. Психические познавательные процессы.
- 6. Этапы развития отечественной педагогической психологии.
- 7. Практическое значение педагогической психологии в современных образовательных системах.
- 8. Основные зарубежные теории педагогической психологии. 9. Предмет педагогической психологии.
- 10.Взаимосвязь педагогики и психологии.
- 11 .Взаимосвязь педагогической и возрастной психологии
- 12.Основные принципы и проблемы педагогики.
- 13.Основные задачи педагогической психологии
- 14.Структура педагогической психологии.
- 15.Категории используемые в педагогической психологии.
- 16.Особенности применения теоретических знаний в психолого-педагогической практике.
- 17.Взаимосвязь методологии, методов и методик в психолого-педагогических исследованиях.
- 18.Классификация методов психологического исследования.
- 19.Сравнительная характеристика методов педагогической психологии.
- 20.Основные этапы психолого-педагогического исследования.
- 21.Соотношение понятий: научение, учение, обучение.
- 22.Классификация типов и видов научения.
- 23.Классификация видов деятельности человека.
- 24.Основные психологические теории научения.
- 25.Основные теории обучения.
- 26.Взаимосвязь обучения и развития
- 27.Основные проблемы обучения и психического развития.
- 28.Психическое развитие в процессе обучения.
- 29.Факторы, виды, уровни и этапы обучаемости.
- 30.Критерии развития мышления в процессе обучения.
- 31.Развитие мышления в процессе обучения
- 32.Этапы решения мыслительных задач.
- 35.Теория учебной деятельности.
- 37.Цели и виды учебных действий.
- 39.Виды учебных задач и этапы их решения.
- 32.Этапы решения мыслительных задач.
- 35.Теория учебной деятельности.
- 37.Цели и виды учебных действий.
- 39.Виды учебных задач и этапы их решения.
- 43. Виды, уровни и формы мотивов учения.
- 44.Роль и место эмоций в процессе обучения.
- 45.Общие подходы к формированию мотивации обучаемых.
- 46.Проблемы усвоения знаний, навыков и умений.
- 49.Параметры, виды, этапы и уровни усвоения знаний.
- 55. Цели и содержание воспитания.
- 58. Соотношение понятий: человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность.
- 54. Взаимосвязь обучения и воспитания.
- 60 Факторы социализации личности.
- 61.Основные модели развития отношений между личностью и коллективом.
- 62.Психология коллектива и психологические особенности группового мнения о личности.
- 63.Психологическая характеристика лидера в коллективе.
- 65.Методы, способы и приемы влияния в воспитании.
- 68 Основные противоречия в педагогической деятельности.
- 69.Основные функции взаимодействия обучающего и обучаемого.
- 71.Профессиональные свойства и качества педагога.
- 72.Уровни продуктивности деятельности педагога.
- 76. Профессионально важные качества педагога для общения.
- 77.Понятие о педагогическом проектировании
- 78.Педагогическая система
- 79.Принципы, формы и этапы педагогического проектирования.
- 80.Педагогические системы в современном образовательном процессе
- 81 .Сущность Болонского процесса.
- 82.Технология обучения.
- 83.Психологические основы развивающего и интенсивного обучения.
- 84.Принципы проблемного обучения.
- 85.Психологические закономерности инновационных технологий обучения.
- 86.Открытые системы интенсивного обучения
- 87.Информационные обучающие технологии.
- 89.Содержание программированного обучения.