9. Физическое воспитание
Физическое воспитание — организованный процесс управления физическим развитием человека посредством физических упражнений, гигиенических мероприятий и других средств с целью формирования у него физического здоровья, умения выдерживать большие физические нагрузки, эмоционально-волевых и спортивных качеств.
Педагогика рассматривает физическое воспитание в качестве составной части всестороннего развития личности, подчеркивает нерасторжимое единство задач укрепления души и тела. Для совершенного здоровья человек должен иметь сильный ум в сильном теле. “В здоровом теле здоровый дух”, — так говорили древние римляне.
Физическое воспитание связано с физической культурой и спортом.
Физическая культура — составная часть культуры общества, направленная на развитие физических способностей человека и укрепление его здоровья. Без овладения основами физической культуры современный человек не может считаться культурным. Но культура становится достоянием человека тогда, когда он занимается ею, включается в процесс физического воспитания и спорта.
Спорт — это средство и метод физического воспитания, а также система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений. В настоящее время в нашей стране развивается профессиональный спорт, готовящий спортсменов-профессионалов.
Система физического воспитания включает в себя следующие элементы:
цель, задачи, средства, методы, формы организации, программы и нормативы.
Цель физического воспитания может быть индивидуальной и групповой, коллективной. Она может формулироваться на одно занятие или на учебный год в зависимости от времени года, погодных условий, наличия материальной базы.
Задачи физического воспитания соответствуют главной цели и отражают в основном то, что должно быть достигнуто учащимися во время занятий или спортивных мероприятий. Например, перед гимнастическими упражнениями воспитатель ставит задачу — развить силу, ловкость, координацию движений.
Основным методом физического воспитания является упражнение. Упражнение может быть простым и: сложным, общеразвивающим и специальным, упражнение для рук и упражнение для ног, упражнение на скорость и упражнение на точность и др.
Главной формой физического воспитания учащихся является урок физической культуры. Он, как правило, состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. В основную часть урока включаются виды физических упражнений, предусмотренных программой соответствующего класса, возраста, пола.
К числу важнейших конкретных задач по физическому развитию можно отнести:
— укрепление здоровья и улучшение самочувствия людей, обеспечение их физической подготовки к трудовой деятельности, к беспрепятственному выбору профессии;
— вооружение знаниями о физической подготовке человека и развитии двигательных навыков, умений координировать свои движения;
— формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой;
— вооружение санитарно-гигиеническими умениями и навыками;
— удлинение жизни и активности человека;
— формирование умений быстро адаптироваться к высоким физическим и умственным (моральным) нагрузкам, восстанавливать энергию напряженной работы, чутко “слушать” и “слышать” свой организм, постоянно укреплять его;
— внедрение физкультуры в повседневную жизнь;
— формирование красивой осанки.
Основными формами внеклассной работы по физкультуре и спорту являются занятия в секциях и кружках, спортивные соревнования, прогулки, туристские походы, а также праздники физической культуры и спорта.
Таким образом, физическую воспитанность учащегося можно оценить с помощью критериев:
— знания: знания физиологии своего организма и правил личной гигиены; знания принципов физической культуры, основных видов спорта, их возможностей для совершенствования личности;
— чувства: чувство интереса к физической культуре и спорту; стремление укрепить свое здоровье, развить физические качества;
— умения и навыки: умение выдерживать большие физические нагрузки и распределять свои силы; умение развивать психомоторные реакции и спортивные навыки; стремление достичь спортивных разрядов и участвовать в соревнованиях.
- Лекция 32. Формы организации и контроля воспитательной работы. Составные части воспитания
- 1. Формы организации и контроля воспитательной работы.
- 2. Общие критерии воспитательной работы
- 3. Критерии оценки уровня воспитанности учащихся
- 4. Схема анализа воспитательной работы
- 5. Составные части воспитания
- 1. Нравственное воспитание
- 2. Эстетическое воспитание
- 3. Национальное воспитание
- 4. Военно-патриотическое воспитание
- 5. Экологическое воспитание
- 6. Правовое воспитание
- 7. Трудовое воспитание
- 8. Экономическое воспитание
- 9. Физическое воспитание
- 10. Воспитание культуры безопасности