Методика изучения правил
Правило – языковое обобщение. В отличие от определения оно обращено к практике речи и содержит указание, как произносятся, пишутся слова, как они образуются и изменяются, как строится словосочетание и предложение, как расставляются знаки препинания и т. д. Правила используются при изучении всех тем курса русского языка.
Формулировка правил. Правило сообщает норму и условия, при которых действует указанная норма. Оно может выражаться сложноподчиненным предложением, в котором главным предложением сообщается норма, а придаточным с союзами если, когда условия действия нормы. Например: Между однородными членами ставится запятая, если они не соединены союзами; Когда после шипящих в корнях слов под ударением произносится звук [о], он на письме обычно обозначается буквой ё. Признаки, выступающие в качестве условия нормы, могут выражаться определением или придаточным определительным. Например: Обособляются распространенные приложения, которые стоят после определяемого слова. В этом правиле признак, указывающий на состав приложения, выражен через определение, а признак, указывающий на позицию приложения к существительному, в форме придаточного предложения. Условия нормы могут выражаться и другими способами. Например: В сочетании ч, щ с другими согласными буквами мягкий знак для обозначения мягкости не пишется; Звонкий согласный может заменяться парным ему глухим. Эта замена (оглушение) происходит на конце слова или перед глухим согласным.
Лучше воспринимается правило, легче его анализ, если оно выражается в форме сложноподчиненного предложения.
Формулировка правила может включать описание приемов, с помощью которых устанавливаются условия нормы. Например: Чтобы не ошибиться в правописании согласной в корне, нужно изменить слово или подобрать такое родственное слово, в котором после согласной стояла гласная (дорожка – дороженька).
Смысл правила сводится к тому, что написание согласной в корне не меняется. Отчетливо она произносится, когда стоит перед гласной.
Позитивные и негативные правила. По характеру нормы правила бывают позитивные и негативные. Например: «Однородные члены, соединенные противительными союзами, разделяются запятой»; «Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами и, да (и), или, либо, не разделяются запятой».
Необходимость в негативном правиле возникает, если проявляются условия, ограничивающие действие позитивной нормы. Например, наличие общего второстепенного члена для находящихся в сочинительной связи простых предложений, соединенных неповторяющимся соединительным или разделительным союзом, снимает позитивную норму – запятая между предложениями не ставится по аналогии с пунктуацией при однородных членах, соединенных таким же способом. К построениям, в которых обнаруживается неполнота условий действия позитивной нормы, нет необходимости давать негативное правило. Например, к правилу «Однородные нераспространенные определения, стоящие после определяемого слова, обособляются» лишним является негативное правило, фиксирующее препозицию однородных нераспространенных определений, т. е. отсутствие одного из условий действия позитивной нормы.
Простые и сложные правила. По количеству условий нормы правила бывают простые и сложные. Последние называют норму, которая действует при наличии двух или нескольких условий. Например:
«Две буквы н пишутся в прилагательных, образованных при помощи суффикса ‑н- от существительных с основой на -н».
В этом правиле написание -н- возможно при наличии двух условий: 1) если прилагательное образовано с помощью суффикса -н- и 2) если оно образовано от существительного с основой на -н.
В правилах, как уже говорилось, может сообщаться несколько условий, при которых действует норма. В этом случае надо выяснить, сочетаются ли эти условия при установлении одной и той же нормы или не сочетаются. Например, в правиле «С дефисом между частями слова пишутся наречия, которые имеют в своем составе приставку по- и суффиксы -ому(-ему), -и норма действует при наличии двух условий: 1) если у наречия имеется приставка по- и 2) если наречие образовано с помощью суффиксов -ому(-ему) или суффикса -и. Отсутствие одного из этих условий снимает норму. Ср.: помалу, постарше. Сочетающиеся признаки в правиле обычно соединяются союзом и.
Несколько условий, даваемых одним и тем же правилом, могут не сочетаться при обосновании нормы. В этом случае каждое из них в отдельности является достаточным основанием для указанной нормы. Например:
«Сложные слова с пол- пишутся через дефис, если второй корень начинается с буквы л, с гласной, а также с большой буквы».
В этом правиле указано три условия, которыми определяется дефисное написание сложных слов с пол-. Каждое из этих условий в отдельности является достаточным для нормы, а именно:
пол- пишется через дефис,
если второй корень начинается с л (пол-лимона),
или
если второй корень начинается с гласной (пол-арбуза),
или
если второй корень начинается с большой буквы (пол-Москвы).
Как видим, в данном правиле, чтобы не повторять одну и ту же норму, объединены три правила. В подобных правилах условия обычно объединяются союзом или.
Обобщенные и частные правила. По степени обобщения материала правила бывают обобщенные и частные. Сравните:
«В приставках про-, воз-, по-, под-, от- пишется буква о».
«Гласные в приставках пишутся всегда одинаково, независимо от произношения».
«Гласные в значимых частях слова пишутся одинаково, независимо от произношения».
Приведенные правила о правописании гласной по степени обобщения материала разные.
Правила по характеру нормы и условиям ее действия объединяются в системы. Например, в основе системы правил выделения знаками определений лежат общие условия их обособления: позиция определения, его состав, способ выражения определяемого слова, наличие добавочной функции обстоятельства, отрыв определения от определяемого слова, вхождение нераспространенных определений в ряд однородных членов. Эти условия, по-разному сочетаясь в отдельных правилах, образуют их систему.
Одна и та же система правил может обслуживать языковые единицы разных уровней. Например, одной и той же системой правил (с небольшими уточнениями) обслуживается пунктуация при однородных членах, в сложносочиненном предложении, при однородном соподчинении простых предложений, входящих в состав сложноподчиненного предложения.
Виды работ над правилами. Виды работ над правилами те же, что и при применении определений: объяснение терминов, входящих в правило, подбор примеров и др.
Следует обратить особое внимание на такие виды, как выделение условий нормы, установление связи между ними, составление алгоритмов и сопоставление правил как с целью предупреждения ошибочного их переноса, так и с целью систематизации и обобщения материала.
Г.И. Блинов, Б.Т. Панов. Практические и лабораторные занятия по методике русского языка. М., 1986. С.45–58.
Богданова Г.А.
- Понятие языковой системы в школьном курсе русского языка
- Концепция образования по русскому (родному) языку в 12-летней школе (основное и среднее (полное) общее образование) Значение родного языка в системе школьного образования и воспитания
- Цели обучения русскому языку как родному
- Содержание обучения русскому (родному) языку
- Структура курса русского (родного) языка
- Система методов обучения (дидактический аспект)
- Задачи совершенствования системы методов обучения русскому языку
- Работа над умениями и навыками по русскому языку в 5-9 классах
- Проблемы преемственности и перспективности в обучении русскому языку
- О реализации принципа преемственности в программах по русскому языку начальной и средней школы
- Коммуникативная методика в преподавании русского языка
- Формирование умения работать со справочной лингвистической литературой
- Использование терминов, определений, правил Применение терминов
- Применение определений в школьном курсе русского языка
- Методика изучения правил
- Опрос на уроках русского языка
- «Плюсы» и «минусы» опорных конспектов
- Как преодолеть «минусы» опорных конспектов
- Задания поискового характера при повторении пройденного
- Организация внеклассной работы по русскому языку в средней школе
- Основные принципы организации внеклассной работы
- Виды и формы внеклассной работы
- Чем заниматься в кружке русского языка?