logo search
КОРРЕКЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕ

Особенности отношений взрослого к ребенку в процессе коррекции: коррекция тревожности

Для тех, кому в практической работе придется заниматься с детьми с интеллектуальной недостаточностью, мы хотели бы поделиться некоторыми соображениями о поведении взрослых при организации, коррекционно-воспитательного воздействия. На начальном этапе, сразу после прихода таких детей в группу, воспитателю необходимо использовать тактику спокойного выжидания. Реализация такой линии поведения требует от взрослого выдержки и терпения, доброжелательности и ласки. Так, у многих детей данной категории, по литературным данным зарубежных психологов (З.Тржесоглава, 1986, М.Вагнерова, 1986 и др.) и нашим наблюдениям, обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Надо дать ребенку возможность осмотреться, прийти в себя в новой обстановке, проникнуться доверием к взрослому, ибо для большинства детей с интеллектуальной недостаточностью, в силу того, что они уже успели показать свою несостоятельность в различных видах деятельности, взрослый — это человек, представляющий определенную угрозу, человек, который наказывает за любую неудачу или проступок (3. Тржесоглава, 1986; В. С. Манова-Томова, Г. Д. Пирьов, Р. Д. Пенушлиева, 1981). При этом большое внимание следует уделять индивидуальному общению с каждым ребенком. При его организации мы предлагаем опираться на исследования С.В.Корницкой (1975), которая выявила существование трех программ взаимодействия взрослого и ребенка в зависимости от возраста ребенка. Первая программа предусматривает ласку взрослого при непосредственном контакте с ребенком (поглаживание, прикосновения, прижимания, доброжелательное внимание), вторая программа предусматривает совместные действия взрослого и ребенка, опосредованные игрушкой, третья программа строится на вербальном общении. Наши исследования показали, что для детей с интеллектуальной недостаточностью является продуктивным совмещение всех трех программ взаимодействия взрослого с ребенком (от первой программы, адекватной для младенческого возраста, до третьей, соответствующей дошкольному возрасту). При этом особое внимание при работе с дошкольниками этой категории надо уделять первой программе (поглаживание, дотрагивание и т.д.), которая в норме характерна для детей до 2 - 3 лет. Необходимость использования одновременно разных по содержанию видов взаимодействия с ребенком обусловлено тем, что, согласно литературным данным и собранным нами анамнестическим данным, большинство детей с интеллектуальной недостаточностью развивается в ситуации дефицита общения.

Чешский психолог Штурма (1986) рекомендует при положительном отношении воспитателя к ребенку с широко использовать метод позитивного ожидания, направленный на усиление позитивных стремлений ребенка. Конкретно этот метод проявляется в положительной оценке каждого, даже небольшого успеха ребенка или затраченных им усилий. Воспитатели, применяющие этот метод, проявляют к своим ученикам больше доверия, относятся к ним более ласково, уделяют им больше внимания, оказывают помощь. При обучении они дают понять ученикам, что знают об их возможностях, представляют им больше путеводных нитей при учебе, чаще оценивают их и хвалят. Вместе с тем Штурма обращает внимание на опасность негативного ожидания, которое влияет на отношение взрослого и ребенка по принципу отрицательной обратной связи. Вместе с тем в рамках метода позитивного ожидания необходимо применять и такие приемы, как жесткий режим дня, разные системы оценок, договоренность в точном исполнении поставленных задач и результатах, ожидаемых при их выполнении или невыполнении.