2.3.1. Требования к помещениям для эксплуатации компьютеров
Каждое учебное помещение, в котором осуществляется работа с компьютерами, должно иметь комбинированное – естественное и искусственное – освещение (п. 4.1 Правил). Поэтому в любом случае в соответствии с п. 4.3, 4.6, 4.8 указанных Правил не допускается размещение рабочих мест, оборудованных компьютерами, в подвальных помещениях, а в образовательных учреждениях всех видов – еще и на цокольных этажах (в полуподвалах), причем высота потолков в компьютерных аудиториях или классах должна быть не менее 4 м, а сами они не должны располагаться вблизи помещений, в которых «уровни шума и вибрации превышают нормируемые значения» (механические цеха, мастерские, гимнастические залы и т.п.). Все компьютерные аудитории должны быть оснащены принудительной приточно-вытяжной вентиляцией и увлажнителями воздуха, заправляемыми ежедневно дистиллированной или прокипяченной питьевой водой (п. 4.10 и 5.4 Правил).
Перечисленные требования направлены на минимизацию последствий негативного воздействия компьютерной техники на среду рабочего места и здоровье пользователей. Так, требование об обязательном наличии комбинированного освещения направлено на предупреждение ослабления цветоощущения зрительных анализаторов пользователей при работе с компьютером, требование об обязательном наличии вентиляции – на принудительное удаление из помещения воздуха, содержащего электризованные аэроионы и пыль, способную причинить вред человеческому здоровью, и приток свежего, а требование о высоте потолков – на создание достаточной кубатуры (объема) помещения, чтобы его аэрация (проветривание) не составляла потенциальную угрозу находящимся в нем людям.
Для отделки интерьера учебных помещений, в которых эксплуатируются компьютеры, запрещается использовать полимерные строительные материалы (древесностружечные плиты, слоистый бумажный пластик, синтетические стеновые и ковровые покрытия и др.), выделяющие в воздух вредные химические вещества (п. 4.15 Правил). Это требование продиктовано как соображениями противопожарной безопасности (эти материалы горючи и токсичны, и в случае неполадок электропроводки могут стать причиной возгорания), так и требованиями охраны здоровья людей, поскольку выделяемые ими газообразные токсичные вещества легче электризуются и, попадая в организм человека, непосредственно воздействуют на его центральную нервную систему.
В образовательных учреждениях, где компьютерная техника используется централизованно, у каждого учебного помещения должно быть смежное помещение – лаборантская комната, площадью не менее 18 кв.м.
Кроме того, в учебных заведениях при входе в компьютерные аудитории должны быть предусмотрены специальные стеллажи или шкафы, куда студенты могли бы централизованно складывать свои сумки, папки и портфели.
Указанные требования логичны и объяснимы. Так, обособление лаборантской комнаты от учебного помещения необходимо для того, чтобы обеспечить режим безопасности пользователей компьютеров при проведении их профилактики, которая включает в себя в том числе и механическое удаление электризованной пыли из корпусов процессоров и требует использования при этом специальных средств индивидуальной защиты. Складирование индивидуальных вещей обучающихся при входе в компьютерный класс или аудиторию преследует всю ту же цель уменьшения запыленности помещения для эксплуатации ПК. Тот факт, что на практике это встречается не всегда, не является основанием для отрицания данного требования производственной гигиены.
Особые требования предъявляются к микроклимату помещений, в которых пользователи работают с компьютерами (п. 4.10 Правил): оптимальная температура должна составлять от 18 до 25°С, а относительная влажность воздуха – от 40 до 60 % при его движении в 0,1-0,2 м/с (прил. 4 и 5 Правил). Для образовательных учреждений всех видов Правила устанавливают более жесткие санитарно-гигиенические нормы микроклимата: температура воздуха в компьютерных аудиториях должна поддерживаться в рамках 19-21°С, а относительная влажность – в пределах 55-62 %, при этом между этими двумя показателями микроклимата помещения устанавливается прямое соответствие, показанное в табл. 1.
Таблица 1
- Введение
- 1. Гигиенические основы организации учебного труда студентов
- 1.1. Психогигиена познавательной деятельности студента
- 1.1.1. Психогигиена внимания
- 1.1.2. Психогигиена памяти
- Основные психологические законы памяти
- 1.1.3. Психогигиена мышления
- 1.2. Психогигиена эмоциональной составляющей учебного труда студентов
- 1.3. Социально-биологические факторы, сопутствующие гигиене учебного труда студентов
- 1.3.1. Режим дня и организации учебной деятельности студентов
- 1.3.2. Гигиена правильного питания
- 1.3.3. Гигиена отдыха студента
- 2. Гигиена учебного труда студента при работе с компьютером
- 2.1. Компьютер и среда рабочего места пользователя
- 2.2. Компьютер и здоровье человека
- 2.3. Правила гигиены труда при работе с компьютером
- 2.3.1. Требования к помещениям для эксплуатации компьютеров
- Соотношение температуры и относительной влажности воздуха в компьютерных аудиториях образовательных учреждений
- 2.3.2. Требования к организации рабочего места пользователя компьютера
- 2.3.3. Требования к организации режима труда и отдыха при работе с компьютером
- 3. Гигиена физического воспитания студента
- 3.1. Физическое воспитание как фактор формирования гармонично развитой личности молодого человека
- 3.2. Гигиена занятий по физической культуре
- 3.2.1. Гигиенические требования к условиям и местам проведения занятий по физической культуре
- 3.2.2. Гигиенические требования к экипировке студентов для занятий физическими упражнениями
- 3.2.3. Гигиенические требования к содержанию занятий по физической культуре
- 3.2.4. Гигиена закаливания
- 3.3. Особенности организации и содержания физкультурно-оздоровительных занятий со студентами с ограниченными физическими возможностями
- Библиография
- Комплексы упражнений физкультурных минуток
- Комплексы упражнений физкультурных пауз
- Оглавление
- Гигиена учебного труда студентов Учебное пособие
- 300012, Тула, пр. Ленина, д. 92