logo search
Из истории воспитания

Виктор Николаевич Сорока-Росинский

 

Виктор Николаевич Сорока-Росинский родился 13 ноября 1882 года  Новгороде-Северском в семье капитана русской армии.

 

Он мечтал быть военным, но учась в университете пришёл к выводу, что его призвание – воспитание. Он изучает психологию,  вопросы особенностей памяти, воображения и внимания. Публикует статьи о  педагогике и психологии.

 

В течение семи лет В. Н. Сорока-Росинский работает в Стрельнинской гимназии под Петербургом. Здесь   преподаёт историю и занимает должность классного наставника.

 

 

С 1918 по 1920 год Виктор Николаевич работал в училище Путиловского завода, нововведения которого впоследствии распространились по всей стране:  городское отделение, колония для детей-сирот, детский сад, подготовительные курсы, клуб, группа продленного дня и питание детей в школе.

 

В сентябре 1920 года В. Н. Сорока-Росинский возглавил особый детский дом для мальчиков-беспризорников — «Школу социально-индивидуального воспитания имени Достоевского для трудновоспитуемых», сейчас известную под  названием «республика ШКИД».

В школу попадали бывшие беспризорники. «Сюда привозили со всех концов Петрограда самых отъявленных бузовиков и головорезов, процветали воровство, картежные игры, ростовщичество». Это были подростки, иско­верканные беспризорностью. Среди них было много истериков, которых надо было сразу и лечить, и учить.

 

Главным в их воспитании В. Н. Сорока-Росинский сделал упор на творческую познавательную деятельность, что было необычайно смело в то время, когда главной считалась трудовая школа. В основу своей методики работы с трудными детьми он положил правила знаменитого полководца Суворова - уважение к личности,  «тяжело в учении, легко в походе», его «наука побеждать».

Оказавшись в ШКИДе, бывшие воры и преступники много учились, создавали журналы, вместе с педагогами ставили спектакли. Творчество было главным воспитателем.

 

Это дало самые позитивные результаты.  «В эпилоге книги мы встречаемся с бывшими шкидцами, которые стали  агрономами, журналистами, командирами, режиссерами. Они вспоминают прошлое и благодарно говорят: «Шкида хоть кого исправит!».

 

Школа Достоевского воспитывала из беспризорников интеллигентов. Главной задачей в то время считалось трудовое воспитание, пролетаризация масс. Школа Достоевского   вписывалась в это. Поэтому в 1925 году педагог был уволен из школы. А с 1928 по 1936 год В. Н. Сорока-Росинскому было запрещено работать в средних общеобразовательных школах.

 

Он продолжал заниматься педагогической деятельностью до конца жизни - как методист отделения социально-правовой охраны, преподавал в классах для трудновоспитуемых, в средних школах, работал   с трудными детьми.

Этот необыкновенный педагог погиб 1 октября 1960 года, он попал под трамвай. Похоронен в Санкт-Петербурге  на Серафимовском кладбище.

 

Внешние ссылки

 

Сорока-Росинский В. "ДЕТСКИЙ ДОМ. ОТ ПРИНУДИТЕЛЬНОСТИ К ДОБРОВОЛЬЧЕСТВУ".

 

Специальный электронный выпуск “Педагогические вести” № 7, 2013, посвященный 130-летию со дня рождения В.Н.Сорока-Росинского.

 

Человек ценен по тому,  что и сколько он делает.

 

"Любимый учитель" Шендерова Р. И.

 

Республика ШКИД – книга, фильм, школа.

 

Общество им. В.Н.Сороки-Росинского.

 

Знакомый Викниксор – неизвестный Сорока-Росинский.

 

Педагогические поэмы.

 

 "Знаменитый универсант Виктор Николаевич Сорока-Россинский" Р. И. Шендерова