Приложение 1
Урок как основная организационная форма обучения в школе
По мнению исследователей и педагогов-практиков урок является основной организационной формой педагогического процесса в целом и, в частности, процесса обучения. Как организационной форме ему присущи следующие признаки:
законченная, ограниченная во времени часть процесса обучения;
постоянный состав учащихся (класс, учебная группа);
жесткая временная регламентация (45-40 минут);
целенаправленное взаимодействие педагога (педагогов) и учащихся;
непосредственное руководство педагогическим взаимодействием со стороны педагога;
решение завершенной, но частной цели обучения;
является частью, логической единицей изучаемой темы, курса, учебного предмета;
строгая внутренняя логика, определяемая дидактическими целями;
жесткая структура в соответствии с типологией;
традиционный состав компонентов (элементов), из которых выстраивается структура урока (изучение нового материала; закрепление пройденного; контроль и оценка знаний; домашнее задание; обобщение и систематизация знаний);
сочетание фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работы учащихся;
доминирование коллективной познавательной деятельности учащихся;
овладение учащимися основами изучаемого непосредственно в процессе педагогического взаимодействия;
включенность в расписание;
является постоянной и ежедневной формой организации обучения школьников.
Каждый урок складывается из нескольких компонентов (элементов), которые соответствуют структуре процесса усвоения учащимися знаний, умений и навыков. Этими структурными компонентами урока являются:
изучение нового материала;
закрепление изученного;
контроль и оценка усвоенных знаний, умений и навыков учащихся;
домашнее задание учащимся;
обобщение и систематизация знаний.
Под структурой урока принято понимать последовательность и взаимосвязь его компонентов. Структура урока вариативна и зависит от:
доминирующей дидактической цели и задач обучения;
содержания изучаемого на уроке;
педагогических средств, используемых на уроке;
педагогических технологий, методов и приемов, реализуемых по ходу урока;
уровня подготовки и развития учащихся;
места урока в общей системе уроков по теме, разделу учебной программы курса;
уровня профессиональной компетентности педагога, его творческих способностей и др.
Структура урока не определяется только совокупностью его элементов, а заключается в характере связей, взаимосвязей между этими элементами, обусловлена содержанием и целью взаимодействия учителя и учащихся. Различное соотношение, взаимозависимость отдельных структурных компонентов урока находит отражение в типах уроков.
В теории обучения (дидактике) существуют различные подходы к классификации (определению типологии) уроков. Общепринятой является классификация уроков по основным дидактическим задачам, решаемым на уроке. Эта типология уроков была разработана дидактами Б.П. Есиповым, Н.И. Болдыревым, Г.И. Щукиной, В.А. Онищуком и др. По этой классификации различают следующие типы уроков:
Уроки изучения нового материала: среди структурных компонентов доминирует изучение нового материала, которое занимает большую часть урока; есть и такие компоненты как закрепление изученного и домашнее задание; контроль и оценка знаний на уроках этого типа отсутствуют. Такой тип урока избирается педагогом в тех ситуациях, когда: изучается новая сложная тема, отличающаяся новизной; изучается большая по объему тема; тема является особо важной для последующего изучения и усвоения учащимися учебного курса; при отсутствии у учащихся домашнего задания (после каникул, после проведения контрольных работ – уроков контроля знаний).
Уроки обобщения и систематизации знаний – обобщающие: в структуре уроков этого типа отсутствуют такие компоненты как изучение нового материала, возможно и домашнее задание; все другие компоненты представлены при доминировании обобщения и систематизации знаний. Уроки этого типа проводятся по итогам изучения крупной (системообразующей) темы, раздела курса или в конце года по итогам изучения всего учебного курса.
Уроки повторения и закрепления знаний: при проведении уроков этого типа опускается изучение нового материала; все другие структурные компоненты урока представлены при доминировании закрепления изученного. Такие уроки проводятся в начале изучения нового курса, а также перед изучением новой важной темы, опирающейся на имеющиеся у учащихся знания, полученные ранее на предыдущих уроках.
Уроки контроля и проверки знаний: среди структурных компонентов ведущая роль принадлежит контролю и оценке знаний, умений и навыков, которые занимают большую часть урока; другие компоненты урока обычно отсутствуют. В течение всего урока такого типа проводится устная и письменная проверка знаний, умений и навыков учащихся класса при использовании различных общих форм организации педагогического взаимодействия, различных методов и приемов, различных заданий. Выясняется эффективность организованного учителем педагогического взаимодействия, эффективность учебной деятельности учащихся, качество их знаний, умений и навыков, их достижения в познавательной деятельности.
Комбинированные уроки: уроки этого типа чаще всего проводятся педагогом, на них одновременно решается несколько дидактических задач (и проверка знаний, и объяснение нового материала, его закрепление и обобщение), а в этой связи в структуре таких уроков присутствуют все структурные компоненты.
Определение типа и последовательности компонентов урока, его места в системе уроков, осознание учителем ведущих признаков урока как организационной формы педагогического взаимодействия являются ведущими требованиями, соблюдение которых определяет эффективность педагогического процесса.
Схема записи наблюдения дидактического обеспечения урока
Цель просмотра (видеозаписи) урока: __________________________________
__________________________________________________________________
Урок______________________________________________________________
Дата:__________Класс____________Школа_____________________________
Учитель___________________________________________________________
Тема______________________________________________________________
Цели урока:
образовательная_______________________________________________
воспитательная________________________________________________
развивающая__________________________________________________
Оборудование урока_________________________________________________
Готовность класса к уроку ___________________________________________
_______________________________________________________________
Используйте для наблюдения урока таблицу «Дидактическое обеспечение урока»
Приложение 2
- Раздел 1. Организация и проведение учебной практики
- 1.1 Цель учебной практики
- 1.2 Содержание учебной практики
- 1.3 Обязанности студента во время педагогической практики
- 1.4 Подведение итогов учебной практики и оценка результатов деятельности
- Занятие № 1
- Ход занятия
- Обязательная литература
- Пример эссе «Мой идеал учителя»
- Занятие № 2 Дидактическое обеспечение современного урока и его эффективность
- Подготовка к занятию
- Ход занятия
- Контрольное задание
- Задание для самообразования (по желанию)
- Видеоуроки
- Основная литература
- Приложение 1
- Устно проанализируйте урок, ответив на следующие вопросы
- Занятие 3 Мастерство взаимодействия педагога с учащимися на уроке
- Подготовка к практическому занятию
- Ход занятия
- Контрольное задание
- Задание для самообразования (по желанию)
- Видеоматериалы
- Основная литература
- Основы педагогического общения
- Стили педагогического общения
- Приложение 3
- Ключевые слова и выражения для устного анализа
- Занятие № 4 Педагогическое мастерство в деятельности учителя
- Подготовка к занятию
- «Круглый стол» способствует развитию умения коллективной дискуссии, мышления, навыков общения через организацию смыслотворчества.
- Ход занятия
- Контрольное задание
- 1. Составьте и запишите не менее трех вопросов, которые вы хотели бы задать учителю-мастеру.
- Задание для самообразования (по желанию)
- Обязательная литература
- Дополнительная литература
- Педагогическое мастерство
- Занятие 5 Тема: Организационные формы воспитания. Воспитательное мероприятие как форма организации воспитательной работы
- Подготовка к занятию
- Ход занятия
- Контрольное задание
- Задание для самообразования (по желанию)
- 1. Ответьте на вопрос:
- 2. Дополните предложения, определяющие основные характеристики ктд
- Основная литература
- Классификация конкретных организационных форм педагогического процесса
- Формы организации воспитательного процесса
- Современный словарь по педагогике. Мн., 2001. С 319
- Пять условий успешной реализации ктд
- Ход занятия
- Основная литература
- Задание для самообразования (по желанию)
- Метод «портфолио»
- Раздел 3. Педагогическая рефлексия