12.Системы производственного (практического) обучения. Выбор системы обучения при планировании учебного процесса.
Система – это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое.
Трудовое обучение – это часть всего учебно-воспитательного процесса в школе, оно служит всестороннему и гармоническому развитию личности учащихся, подготовке к практической деятельности. Роль трудового обучения в умственном воспитании обуславливается тем, что в труде у человека расширяется круг восприятия и представления, совершенствуются познавательные способности, формируются основные процессы умственной деятельности (анализ, синтез, индукция, дедукция), вырабатывается умение самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.
Системой производственного обучения называется содержание и структура производственного обучения, отраженные в соответствующих программах, а также последовательность усвоения знаний умений и навыков. Системы производственного обучения:
Предметная.
Операционная.
ЦИТ (центральный институт труда).
Операционно-комплексная система обучения.
Предметная система обучения. Учащиеся, по этой системе, изготавливают отдельные изделия с начала и до конца под руководством учителя. В начале простые изделия, затем все сложнее и сложнее. Достоинства:
-учащихся заинтересованы в работе потому, что они создают нужные вещи;
-возможность самостоятельно выбирать различные способы и методы труда.
Недостатки:
-трудно подобрать изделия по сложности изготовления (сначала сложные, потом простые);
-обучение длительное и малоэффективное;
-эта система исключает проведения упражнений по отдельным приемам и операциям.
Операционная система обучения. Русский инженер-механик Советкин, преподаватель Московского технического училища, изучая работу рабочих пришел к следующему выводу. Зачем учить учащихся выполнять отдельные изделия лучше изучить все приемы и операции и тогда этот учащийся сможет выполнять любую работу. Советкин разработал программу обучения, где расположил отдельные операции в зависимости от сложности, подобрал изделия, в которых встречаются изучаемые операции. Достоинства:
-хорошо усваиваются отдельные операции (закрепляются основы мастерства);
-последовательность обучения;
-сокращается срок обучения;
-связь теории с производственным обучением.
Недостатки:
--учащиеся изучают операции отдельно одна от другой, не увязывая в единый технологический процесс;
-интерес у учащихся снижается, так как они не делают законченных изделий;
-учащиеся выполняют операции на негодных кусках материала.
ЦИТ (Центральный институт труда). Обучение по системе ЦИТ заключается в том, что трудовые приемы и операции разбивают на отдельные элементы и каждый элемент заучивают до автоматизма, используя при этом письменные инструкции и тренажеры. Достоинства:
-правильное построение трудовых приемов и операций;
-организация рабочего места и стойки (позы);
-высокая производительность труда, у учащихся вырабатываются прочные умения и навыки.
Недостатки:
-недооценка теоретических знаний необходимых для сознательного и производительного труда.
Операционно-комплексная система обучения. При обучении по этой системе учащиеся изучают несколько простых операций, затем на изученные операции выполняют комплексную работу, затем снова изучают операции более сложные и снова на изученные операции выполняют комплексные работы и т.д., пока не изучат все операции, затем учащиеся выполняют только комплексные работы. Достоинства:
-обучение предусмотрено в учебных мастерских, а затем на предприятиях;
-тесная связь теоретического обучения с производственным;
-обучение на основе производительного труда (что делаем, то подаем);
-обучение на основе современной технике и технологии (что новое применяется, то и изучается, если устарело, его не изучают).
Чередование операционной работы с комплексной формирует у учащихся приемы творческого подхода к решению некоторых производственных задач. Операционно-комплексная система дает хорошие результаты при групповой форме организации обучения.
- 1. История трудового обучения в России и за рубежом. Современные проблемы и перспективы развития технологического образования.
- 2. Труд. Функции труда. Роль труда в формировании и развитии личности и общества.
- 4. Современная образовательная парадигма. Роль и место технологического образования в современной образовательной парадигме.
- 5.Требования к личности, предъявляемые современным информационно-технологическим обществом. Понятие «конкурентоспособность».
- 6. Психофизиологические особенности работоспособности в подростковом возрасте. Охрана труда и здоровья учащихся на уроках технологии.
- 1. Тб при работе с иголками и булавками.
- 8.Основы теории формирования трудовых умений. Виды умений и навыков, формируемых на уроках технологии.
- 9. Подходы к понятию «технология». Технология как предмет и средство обучения в системе технологического образования. Признаки технологической деятельности.
- 10. Подходы к определению понятия «Технологическая культура». Роль в образовательной области «Технология» в формировании технологической культуры школьников.
- 11. Методическая система обучения дисциплинам образовательной области «Технология»
- 12.Системы производственного (практического) обучения. Выбор системы обучения при планировании учебного процесса.
- 13 Методы, методические приемы обучения при изучении образовательной области «Технология».
- 14. Урок как ведущая форма изучения технологии. Требования к современному уроку технологии.
- 15. Традиционные и инновационные образовательные технологии образовательной области «Технология»
- 16. Игровые технологии. Деловые игры в преподавании технологии.
- 17. Технологии проблемного и развивающего обучения: концептуальные основы, цели, особенности содержания и методики.
- 18 Личностно-ориентированные технологии: концептуальные основы, цели, особенности содержания и методики, дидактический комплекс.
- 19. Межпредметные связи на уроках технологии. Направления работы учителя технологии по организации межпредметных связей.
- 20. Педагогическое проектирование учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 21. Управление качеством технологической подготовки.
- 22. Различные формы и методы контроля и оценки знаний учащихся.
- 23. Методическая работа в школе – составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.
- 24. Роль методов проектов в технологическом образовании
- 25.Учебно-материальные средства при изучении технологии.
- 26.Современные средства обучения. Информационные технологии в технологическом образовании.
- 27. Организация дополнительного образования по технологии
- 28.Изучение вопросов охраны труда в процессе технологической подготовки.
- 1. Тб при работе с иголками и булавками.
- 2. Тб при работе с ножницами.
- 3. Тб при работе на швейной машинке.
- 4. Тб при работе с утюгом.
- 30. Требования техники безопасности в учебных мастерских