logo search
Театральные технологии как средство социально-культурной адаптации детей

1.1 Социокультурные технологии адаптации детей в условиях столичного мегаполиса

В современном российском обществе происходят радикальные изменения. Нет ни одной сферы общественной жизни, в которой не произошли бы значимые преобразования, требующие от человека иные образцы поведения, ценности, установки, ориентации и т. д. Переход от монокультуры к плюрализму и свободе духовной сфере объективно актуализирует необходимость активного приспособления большинства населения к новым условиям своей жизнедеятельности. В этих условиях возникает потребность в исследовании социокультурной реальности, которая складывается в российском обществе.

Проблемы социокультурной адаптации личности, таким образом, начинают приобретать одно из центральных мест в гуманитарной науке. Перед исследователями стоит задача понять, как осуществляется социально - культурная адаптация детей, чтобы потом провести объективную параллель с адаптацией современного российского гражданина к новым условиям, выявить насколько ему удаётся сегодня сохранить ценностный мир. В философских и социологических исследованиях адаптация представлена как процесс вхождения личности в социальную среду, освоения общественных норм, правил, ценностей, новых социальных ролей и позиций.

В отечественной психологии адаптация представлена как первая фаза личностного становления индивида, вступающая в относительно стабильную общность. Адаптация - присвоение индивидом социальных норм и ценностей, становление индивидуальности; интеграция - изменение жизнедеятельности окружающих людей. [16, 272].

Огромное значение имеет социальная адаптация ребёнка, поступившего в школу как "процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребёнка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся окружающей среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определённых социально - экономических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам" [11, 269].

Согласно Л.С. Выготскому, социальная ситуация развития, представляет собой систему отношений между ребёнком и социальной действительностью как исходного момента для всех динамических изменений происходящих в развитии в течение данного периода и определяющих целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребёнок приобретает новые и новые свойства личности [4].

По мнению М.Н. Битяновой, адаптированный человек - это субъект жизнедеятельности и своего дальнейшего развития, он способен использовать данную ему социальную ситуацию для решения задач сегодняшнего дня и формирования предпосылок движения вперёд М.Н. Битянова рассматривает адаптацию ребёнка к школе как способность к развитию [2].

Успешная социальная адаптация детей к условиям школьной среды помогает сформировать систему их отношений со сверстниками и взрослыми, базовые успешные установки, которые в существенной мере определяет в средней школе успешность обучения, эффективность стиля общения с учениками и взрослыми людьми, возможность самореализации.

Социокультурная адаптация понимается как процесс первоначального приспособления, усвоения личностью принятых норм ценностей её социокультурного окружения, в том числе микросреды, с последующим влиянием личности на эту среду.

В социокультурном подходе адаптация рассматривается как процесс приобщения человека к культуре. Основной задачей исследования является, прежде всего, определение степени оснащённости элементами культуры конкретного социокультурного процесса, в данном контексте процесса адаптации, а так же возможности применения полученных знаний в педагогической практике. Социокультурная адаптация выступает одним их основных факторов культурогенеза в целом, исторической изменчивости культуры, порождения инноваций и иных процессов социокультурной трансформации сообщества, а так же изменение черт сознания и поведения отдельных личностей [3].

Социокультурная адаптация - специально организованный процесс обучения и воспитания, направленный на обретение детьми своей целостности.

Дети осваивают самые общераспространённые, жизненно необходимые элементы своей культуры. Задачей взрослых является формирование у нового поколения навыков, необходимых для нормальной социокультурной жизни. Задача детей - максимально полно овладеть "азбукой" культуры. Развитие социокультурных навыков характеризуется превалированием роли взрослого в отношениях, связанных с трансляцией культурного опыта, вплоть до использования механизмов принуждения ребёнка к постоянному выполнению определённых социокультурных стериотипов.

Социокультурная адаптация детей обеспечивается одновременным протеканием нескольких процессов, которые способствуют гармонизации детей на трёх уровнях: личности, культуры и общества:

- развитие, обеспечивающее становление индивидуально личностных характеристик ребёнка;

- инкультурация, направленная на усвоение технологий, образцов и требований культуры, результатом которой выступает интеллигентность личности, как совокупность приобретённых культурных норм, интегрированных с нормами родной культуры;

- социализация, обеспечивающая развитие социально - коммуникативных характеристик личности ребёнка.

Социокультурная адаптация детей представляет собой процесс усвоения социальных норм, культурных ценностей и установления отношений сотрудничества в социуме. Сущность такого процесса состоит в обеспечении эмоциональной отзывчивости и восприимчивости младших школьников к культурным явлениям. По мнению А.Н. Леонтьева, познание мира и вхождение в культуру осуществляется в деятельности, которая является единицей жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире [10].

Основными критериями социокультурной адаптации детей являются: социальная направленность активности личности, её устойчивость и результативность.

Показателями социальной адаптации выступают:

эмоциональная отзывчивость и восприимчивость к процессам и явлениям добротворчества, милосердия, сострадания, соучастия, сотрудничества;

развитая эмпатия, осознание социальных норм поведения и выражения стремление к ним; стремление к активной социальной позиции, способность к рефлексивной оценки своих поступков.

Специфика социокультурной адаптации детей содержит:

осуществление процесса обучения и творчества на основе субъект - субъективных отношений, обеспечивающих успешность детей в учебной и в творческой деятельности;

раскрытие и поддержку природных данных ребёнка, латентность воспитательных средств и методов, способствующих индивидуальному росту, развитию креативности личности [12].

Эффективность социокультурной детей обеспечивается функционированием целостной педагогической модели, в которой культурологическое, социологическое, досуговое сопровождение создаёт адаптивно - образовательное пространство для раскрытия и самореализации детей младшего возраста [12].

Итак, социокультурная адаптация - это процесс и результат вхождения ребёнка в новую социальную ситуацию развития - ситуацию школьного обучения, результатом которого является адаптированность (система качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности0. Эффективная адаптация - одна из предпосылок успешной учебной деятельности, ведущая для детей, так как представляет собой систему мероприятий, направленных на овладение новыми формами деятельности, поведения и общения.