logo search
Стиль преподавания как важнейший фактор воспитания подрастающего поколения

2.3 Анализ полученных результатов

Результаты исследований показали также различие в степени и направленности мотивации детей у учителей, имеющих различный педагогический стиль и стиль общения. Лучшие результаты по доле детей, мотивированных на знания, имеют учитель 1 и 2. Данные учителя используют для общения соответственно демократическо-либеральный и демократический стиль и эмоционально-методический, рассуждающее-импровизационный стиль.

Наибольшая направленность на оценку отмечена у учителя с рассудительно-методическим стилем и демократическо-либеральным стилем общения. Кроме того, у этого учителя большое количество детей не имеет ярко выраженной направленности мотивации.

В классе учителя 5 при преобладающей направленности детей на получение знаний 72% все же порядка 30% направлены на оценку или не имеют сформированной направленности мотивации. Это может быть объяснено авторитарным стилем общения с учениками и рассудительно-методическим стилем педагогической деятельности.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать основной вывод о том, что экспериментальные данные не противоречат выдвинутой основной гипотезе: степень и направленность мотивации учебной деятельности зависят от индивидуального стиля педагога и стиля его педагогического общения.

Однако следует отметить, что направленность мотивации на получение знаний в большей степени присуща детям, обучающимся у учителей с эмоционально-методическим стилем и в общении придерживающихся демократических принципов. Авторитарное общение учителя с детьми, а также рассудительно-методический стиль способствует преобладающему формированию направленности на получение отметки или на «избегание неудачи». В средней школе такое различие в мотивации еще не в полной мере отражается на качестве обученности, но в среднем и старшем звене школы у таких детей возможно снижение успеваемости.