logo search
Стиль преподавания как важнейший фактор воспитания подрастающего поколения

2.2Результаты исследования

Объектом экспериментального исследования выбраны учащиеся пяти классов средней общеобразовательной школы № 20 города Альметьевск и учителя этих классов.

Количественные характеристики исследуемых классов представлены в таблице 1.

Таблица 1. Характеристики исследуемых учителей

Класс

Кол-во обслед. детей в классе

№ препода

вателя

Возраст учителя

Образование учителя

Стаж педагогической деятельности (лет)

5 А

20

1

52

высшее

33

5 Б

21

2

34

Среднее специальное

14

6 А

23

3

31

Среднее специальное

12

6 Б КРО

11

4

30

Среднее специальное

5

7 А

22

5

41

высшее

14

Качество обученности по предметам в этих классах в 3 четверти 2013 года представлено в таблице 3:

Таблица 3. Качество обученности по предметам в %

Класс

Ср%

Учитель

1

2

3

4

5

Русский язык

84

65,4

76

33,3

65,6

58,22

Литература

92

88,5

86

83,3

81,3

82,95

Англ. Яз.

83

77

70

50

71,9

66,98

Математика

88

65,4

76

41,5

72

61,32

Информатика

88

88,5

86

33

71

73,2

Технология

87

92,3

100

100

100

94,22

Биология

88

88,5

86

58,3

100

82,63

Физическая культура

96

88,5

100

100

71,9

78,73

Были проведены опросы учителей с целью выявления профессиональных умений, навыков умения проводить анализ, самоанализ своей деятельности, определения стиля педагогической деятельности, измерение потребности достижения по методике Ю.М.Орлова. На основании исследований можно дать следующие характеристики учителям.

Учитель 1 имеет большой стаж педагогической деятельности 33 года, высшее образование. Эмоционально-методический стиль. Динамические характеристики: обладает высокой гибкостью (быстро реагирует на изменение ситуации, быстро переключается, часто меняет первоначальный план урока). Импульсивность, устойчивость к изменяющейся ситуации, ориентируется не на ситуацию, а на собственные цели. Стабильное эмоциональное отношение к учащимся, отсутствуют резкие спады и подъёмы настроения. Отсутствие личностной тревожности. Содержательные характеристики: весь процесс направлен на обучение и результат. Адекватное планирование деятельности. Способность к самоанализу. Результативные характеристики: стабильность навыков учения, заинтересованность в изучении предметов. Ставит задачи формирования у школьников умения учиться.

Творческий человек с интересным опытом работы, готова поделиться своими знаниями с коллегами. Активна, эмоциональна, уроки проходят в хорошем быстром темпе, общительна и доброжелательна. Самооценка и оценка со стороны администрации совпадают. Учитель стремится ставить развивающие и воспитательные задачи наряду с обучающими. Личность данного учителя имеет педагогическую направленность, позитивную «Я- концепцию».

Учитель 2. Стаж работы -14 лет. В данный момент обучается на 4 курсе педагогического института. Ее можно охарактеризовать как учителя, осуществляющего активное саморазвитие, получает удовлетворение от освоения нового. Стиль деятельности рассуждающее-импровизационный. Недостаточно адекватно планирует свою деятельность, часто не интересный со стороны учителя, но важный материал оставляет для самостоятельной работы. Во время объяснения нового материала опирается на помощь сильного ученика. Стиль деятельности характеризуется интуитивностью. Богатый арсенал методов сочетается с низкой методичностью.

Содержательные характеристики стиля: деятельность направлена на процесс обучения и на результат. Характеризуется неадекватностью планирования, консервативностью средств, не может адекватно проанализировать свою деятельность. Динамические характеристики: свойственна традиционность, учитель с трудом приспосабливается к изменениям. Неустойчивость по отношению к изменяющейся ситуации и отношению к учащимся. Легко выходит из равновесия, отличается ситуативностью в оценке деятельности и свойств личности учеников. Свойственно эмоциональное напряжение, повышенная чувствительность к неудачам и ошибкам. Направленность рефлексии на других за неудачу винит учащихся, перекладывает на других ответственность за исправление положения. Результативные характеристики: однородность уровня знаний учащихся. В общении с учениками пытается создать обстановку доверия. Однако бывают проблемные ситуации, для разрешения которых необходимо вмешательство психолога. Учитель требователен, строг. Отмечается к некоторым детям предвзятое отношение.

Учитель 3. Стаж работы - 12 лет. Имеет неоконченное высшее образование, обучается на 5 курсе педагогического университета. Процесс саморазвития данного учителя имеет ярко выраженную положительную динамику. Стремится изучить себя, быть более открытым, ищет обратную связь, работает творчески. По предварительной оценке индивидуальный стиль может быть охарактеризован как эмоционально-методический. Содержательные характеристики: адекватно планирует свою деятельность и деятельность учащихся. Проявляет устойчивость к изменяющейся ситуации, ориентируется на собственные цели. Быстро реагирует на изменение ситуации, высокая переключаемость. Отсутствуют резкие спады и подъёмы настроения. В работе использует проблемные ситуации, поисковые методы. Динамические характеристики: активно внедряет передовой опыт работы. Повышенное беспокойство отсутствует. Адекватно анализирует ошибки и неудачи, направленность рефлексии на себя. Ответственность за исправление оставляет за собой. Стабильное эмоционально- положительное отношение к учащимся. В общении с учениками учитель создаёт в классе обстановку доверия, психологической безопасности. Стремится исходить из ценности личности каждого ученика. Результативные характеристики: Самооценка учителя и оценка со стороны совпадают. Формирует у школьников умение учиться. Стабильность навыков учения, заинтересованность в изучении предметов. Личность данного учителя имеет педагогическую направленность.

Учитель 4. Стаж работы - 5 лет. Имеет неоконченное высшее образование, обучается на 4 курсе педагогического университета. Следует отметить, что у данного учителя, маленький опыт преподавательской деятельности. Однако учитель целеустремлённо работает над самосовершенствованием, стремится изучать себя, стремится быть открытым, получает удовлетворение от освоения нового. Рассудительно-методический стиль. Содержательные характеристики: высокая методичность, системность повторения, закрепления, контроля знаний сочетается со стандартными методами преподавания. Предпочтение отдается традиционному подходу в обучении. Редко проходят коллективные обсуждения, используются проблемные ситуации. Деятельность учащихся и учителя планируется адекватно. Самооценка и оценка со стороны администрации совпадают, но иногда учитель занижает уровень своих знаний и умений. Динамические характеристики: учитель с трудом приспосабливается к изменениям ситуации, не всегда может ориентироваться на свои цели, может быть ведомым своими учениками. В общении с учениками учитель создаёт в классе обстановку доверия, психологической безопасности. Спокоен, уравновешен. Стабильное эмоционально-положительное отношение к ученикам. Стремится упрочить воспитанность как единство знаний, убеждений, поведения учеников. Личность данного учителя имеет педагогическую направленность.

Учитель 5. Стаж работы 14 лет. Образование высшее. Учитель может работать творчески, однако консервативен в использовании средств. Рассудительно-методический стиль. Содержательные характеристики: отмечается неуравновешенность в критических ситуациях, ситуативность в оценке деятельности учащихся, но это не влияет на эмоционально-положительное отношение к учащимся. Адекватно планирует свою деятельность и деятельность учеников. Предпочтение отдает репродуктивной деятельности, редко использует коллективное обсуждение. Самооценка и оценка со стороны администрации совпадают. Динамические характеристики: высокая методичность сочетается со стандартным использованием средств. Адекватность сочетается с интуитивностью, меньшей изобретательностью. Медленно реагирует на изменение ситуации, низкая переключаемость, редко меняет первоначальный план урока. Воспитательный процесс строит исходя из ценности личности каждого ученика. Результативные характеристики: стабильность навыков учения у учащихся.

Таким образом, в результате исследований, проведенных на первом этапе, дана характеристика преобладающего педагогического стиля у учителей средних классов.

На втором этапе преподавателям был предложен опросник Ильина имеющий 33 вопроса. По каждому пункту опросника предлагалось не задумываясь ответить «да » или «нет» в зависимости от того, согласен ли опрашиваемый с высказанным в нем утверждением. В бланке ответов сделать соответственную пометку. Целью тестирования было выявление индивидуального стиля педагогического общения. Результаты тестирования представлены в таблице 4.

Таблица 4. Преобладание стилей педагогического общения у учителей

Учитель

Авторитарный стиль

Демократический стиль

Либеральный стиль

Вывод о преобладающем стиле

1

15,7%

52,6%

31,5%

Демократическо-либеральный

2

55,5%

33,3%

11,1%

Автократическо-демократический

3

26,3%

42,1%

31,5%

Смешанный, преобладает демократический

4

11,7%

47%

41,1%

Демократическо-либеральный

5

35,7%

57,1%

7,1%

Демократическо-авторитарный

Результаты исследования стиля педагогического общения и индивидуального педагогического стиля представлены в таблице 5.

Таблица 5. Стили педагогического общения и педагогические стили учителей

Учитель

Индивидуальный педагогический стиль

Преобладающий стиль педагогического общения

1

Эмоционально-методический стиль

Демократическо-либеральный

2

Рассуждающее-импровизационный

Авторитарно-демократический

3

Эмоционально-методический

Демократический

4

Рассудительно-методический

Демократическо-либеральный

5

Рассудительно-методический

Авторитарный

На третьем этапе учащимся пяти классов средней школы было предложено ответить на вопросы анкет двух методик. Методики предложены Е.П.Ильиным и Н.А.Курдюковой и направлены на выявление направленность на приобретение знаний и направленности на отметку. Полученные результаты представлены в таблице 6.

Таблица 6. Результаты исследования направленности мотивации

Класс учителя №

Направленность на знания

Направленность на оценку

Одинаковые результаты

1.

80%

10%

10%

2.

80,9%

19,1%

нет

3.

69,5%

17,4%

13%

4.

54,5%

18,18%

27,2%

5.

72%

13,6%

13,6%

Из приведенных данных направленности мотивации детей, обучающихся в исследуемых классах, видно, что, в основном, большая часть мотивирована на получение знаний. В каждом классе имеется от 10 до 20% детей с направленностью на получение отметки и такое же среднее число детей с несформированной направленностью мотивации.

В общем, это свидетельствует о хороших результатах образовательного процесса в этой школе и, в частности, объясняет достаточно высокие результаты качества обученности (см. табл.3). Причем учителям удалось сформировать у большинства детей положительную мотивацию, скомпенсировав негативное действие социальных факторов. Однако несформированность направленности мотивации на знания у 20% - 30% детей вызывает необходимость проведения специальных психолого-педагогических мероприятий.

Могут рекомендоваться следующие приемы формирования мотивации учения:

- создание общей положительной атмосферы в школе и классе;

- включенность ученика в коллективные формы деятельности;

- сотрудничество учителя и ученика, помощь в виде советов наталкивающих самого ученика на правильное решение;

- привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;

- занимательность изложения, необычная форма преподнесения материала;

- анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личной значимости учения и использование знаний в дальнейшей жизни;

- умелое применение учителем поощрения и порицания.