1.2 Структура стиля педагогической деятельности
Стиль педагогической деятельности как многомерное явление имеет свою структуру. Реальная структура стиля многомерна, в ней присутствуют и проявляются в различном сочетании и соотношении различные компоненты. Наиболее весомые из них придают стилю неповторимый, индивидуальный облик [4, с.108].
Исходя из того, что «структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, соответствующих определенному предмету и средствам деятельности» [1, с.87], структура стиля представляет собой переплетение, взаимопроникновение содержательного и операционального компонентов.
Содержательная подструктура стиля представляет собой комплекс характеристик, относящихся к различным уровням индивидуальности, и представляет собой иерархическую систему базовых интегральных параметров.
Она включает [17, с.163]:
- темперамент, как биологическую основу, предпосылку развития стилевых компонентов,
- экспрессивно-инструментальную и ценностно-смысловую сферы.
Необходимо отметить, что темперамент вместе со свойствами подструктуры опыта только лишь влияет на стиль, определяют же его свойства, входящие в верхний уровень иерархической структуры стиля.
Экспрессивно-инструментальная структура характеризует типичные для субъекта формы и способы внешнего проявления индивидуальных свойств, взаимодействие с внешней средой. Она включает [17, с.163]:
- черты характера;
- особенности интеллекта и способностей;
- своеобразие ролевого элемента структуры стиля педагогической деятельности, заданного определенной системой отношений, ожиданий и норм социальных групп.
Ценностно-смысловой уровень включает в себя ценностные ориентации и направленность личности, которые выступают как целостная совокупность, или система, сознательных отношений к деятельности, к группе, к самому себе. Ценностно-смысловой компонент определяет доминирующую мотивацию, отношение к предметному содержанию ситуации, к обучаемым, к себе, формирование личностного смысла.
Наряду с содержательной подструктурой, в структуру стиля входит операциональная подструктура.
Операциональная подструктура стиля включает в себя устойчивый набор предметных действий, конкретные типичные приемы и средства педагогического взаимодействия. Операциональная подструктура выступает как форма, модификация содержания стиля, определяемая внешними условиями деятельности [17, с.164].
В реальной деятельности педагога все компоненты и подструктуры стиля, при всем своем многообразии, различии и противоречивости, взаимодействуя и переходя друг в друга, образуют неразрывное единство стиля.
Содержательная и операциональная структуры стиля соответствуют таким характеристикам деятельности как предметность и субъектность. Эти две характеристики отражают бидетерминацию самого стиля - со стороны субъекта и со стороны объективных условий деятельности [11, с.137].
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ
- 1.1 Понятие стиля педагогической деятельности
- 1.2 Структура стиля педагогической деятельности
- 1.3 Классификация стилей педагогической деятельности
- ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- 2.1 Организация исследования
- 2.2Результаты исследования
- 2.3 Анализ полученных результатов
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- 6. Роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения
- Тема 13. Влияние юношеской, подростковой субкультуры на организацию воспитания подрастающего поколения в обществе.
- 6. Роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения
- 6. Роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения
- Сущность экономического образования и воспитания, его место в системе социального воспитания подрастающего поколения
- Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- О современных требованиях к патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- О военно-патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Воспитание гражданственности подрастающего поколения