logo search
Стиль преподавания как важнейший фактор воспитания подрастающего поколения

1.1 Понятие стиля педагогической деятельности

Труд педагога по обучению и воспитанию подрастающего поколения осуществляется на основе субъект-субъектного взаимодействия, предполагающего наличие целесообразного и эффективного стиля педагогической деятельности. От характера, особенностей этого стилевого взаимодействия зависит и усвоение знаний, навыков, умений обучаемых, и формирование их научных, профессиональных взглядов, позиций и убеждений, и развитие личности обучаемых.

В современных условиях значительно возрастают требования к качеству работы педагогов, однако сложившийся стиль их педагогической деятельности не всегда в полной мере отвечает современным требованиям образовательного процесса. Поэтому исследование стиля деятельности преподавателя продолжает оставаться важной психолого-педагогической задачей, предполагающей диагностику стиля, выявление факторов, условий, путей и способов его формирования и совершенствования.

Стиль педагогической деятельности (СПД) представляет собой индивидуально-своеобразную, относительно устойчивую систему предпочитаемых приемов и способов педагогического взаимодействия преподавателя с обучаемыми [14, с.56].

В содержательном аспекте эта система значительно обусловлена мотивами, установками, ценностями, смыслами педагогической деятельности. Также она обусловлена и особенностями социализации и развития преподавателя как специалиста, профессионала, она характеризует его социальную мобильность, его готовность максимально гармонично соединить свои способности, как субъекта образовательного процесса, с возможностями объекта в условиях реальной ситуации педагогической деятельности.

Стиль педагогической деятельности определяется свойствами различных иерархических уровней индивидуальности - от темперамента до высших уровней - ценностно-мотивационной сферы, направленности личности преподавателя.

Внутренние предпосылки обусловливают предпочтительный выбор преподавателем конкретных способов дидактического взаимодействия. При этом стиль является формирующим результатом социальной среды, он отражает взаимодействие в социальной системе «человек - человек». Можно сказать, что стиль деятельности преподавателя - это система сопряжения индивидуальности с социальными структурами и отдельными субъектами [5, с.107].

Стиль педагогической деятельности не следует понимать как реализацию набора отдельных свойств индивидуума, это целостная система, образованная целесообразными связями, при помощи которой достигается определенный результат.

Универсальным признаком стиля деятельности преподавателя является его стилевое единство (целостность), которое характеризует функциональное единство однородных психических свойств, ориентированных на осуществление конкретных функций деятельности, а также проявление стиля, как характеристики педагогического взаимодействия, в целом, включая предпочтение стимула, типа ситуации, средств и способов достижения целей, «формы» результата и т.п.

На формирование стиля педагогической деятельности влияют социальные и индивидные предпосылки, но не определяют его, они предполагают лишь определенные возможности. Необходимость использования тех или иных возможностей определяется развитием деятельности, спецификой взаимодействия субъекта с внешними условиями профессиональной деятельности. Они являются основными причинами, определяющими формирование индивидуально-стилевых особенностей личности преподавателя.

На усвоение стиля в значительной степени оказывает влияние зона неопределенности деятельности, которая возникает вследствие возможности достижения результата с помощью различных способов, средств и промежуточных целей. При этом овладение стилем связано с выбором преподавателем такой системы предпочтительных задач, способов их решения и промежуточных целей, которые способствуют достижению наибольшего успеха в деятельности и наибольшему соответствию разноуровневых индивидуальных свойств требованиям среды, т.н. «феномен субъективно удобных условий деятельности» [11, с.137].

Более того, «усвоение индивидуального стиля и развитие индивидуальности происходит благодаря особому, универсальному мотиву - оставаться всегда индивидуальностью, защищать свою индивидуальность и становиться все более гармоничной индивидуальностью» [9, с. 217].

Формирование и развитие эффективного стиля педагогической деятельности преподавателя является важной задачей в связи с тем, что обеспечивает профессиональное становление педагога и достижение им высокого уровня педагогического мастерства, минимизирует негативное влияние внешней среды на личность и деятельность преподавателя, повышает его психологическую устойчивость в процессе педагогической деятельности, развивает у преподавателя целостную и адекватную самооценку личности и деятельности, стремление к творчеству.

Формирование стиля педагогической деятельности в процессе становления преподавателя - сложный, динамичный, противоречивый и достаточно длительный процесс, суть которого заключается в педагогическом воздействии на детерминирующие факторы с целью оптимизации отношений между участниками образовательного процесса.

Вместе с тем исследования показали, что формирование стиля педагогической деятельности преподавателей происходит стихийно в виду того, что основное внимание уделяется освоению процессуальной стороны педагогической деятельности, содержанию учебных дисциплин [13,с.111].

Возникновение и развитие стиля педагогической деятельности обусловлено действием нескольких групп факторов-детерминант, к ним относятся [13, с.112]:

- ситуационно-средовые,

- организационные,

- социально-психологические,

- личностные факторы.

К личностным факторам стиля педагогической деятельности относятся, прежде всего, иерархически связанные индивидуально-психологические свойства личности преподавателя.

Организационные факторы стиля связаны с функционированием организации в целом, с характером педагогической деятельности и ее особенностями. К ним относятся:

- предметное содержание деятельности,

- сложность,

- динамичность,

- креативность;

- специфика сложившейся в образовательном учреждении системы педагогической деятельности, ее ценности, задачи, структура, технологии и т.д.

К числу социально-психологических факторов относятся те, которые обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактом их включенности в социальные группы:

- социально-психологическая композиция педагогического коллектива;

- особенности межличностных взаимоотношений;

- уровень профессионализма педагогического состава;

- специфика деятельности вышестоящего руководства;

- психологический климат,

- традиции и т.п.

Ситуационные и средовые факторы определяются особенностями педагогических ситуаций и условиями жизнедеятельности общества и включают в себя: характер возникающих взаимосвязей в системе педагогической деятельности в реальных ситуациях; конкретное содержание, объем, структурированность стоящих задач; институциональные и социально-экономические условия в целом; административно-правовые нормы и т.д. [13, с.112]

Тип педагогической ориентации преподавателя представляет собой особенности взаимодействия с обучаемыми, определяемые его профессионально-ценностными установками. В отличие от инструментальной характеристики стиля, тип ориентации является выражением его содержательной стороны, ведущим компонентом структуры стиля. Ценностные ориентации педагогической деятельности составляют верхний иерархический уровень структуры стиля и определенным способом интегрируют, координируют все остальные свойства личности - интересы, мотивы, цели и определяют характер реального взаимодействия.

Взаимодействие определяется в соответствии с отдельными актуализированными социальными установками в зависимости от ситуации. В структуре стиля педагогические ориентации выступают формой взаимосвязи преподавателя и обучающихся, более того, они выступают как критерий выбора из альтернативных способов взаимодействия [3, с.86].

Педагогическая ориентация преподавателя представлена двумя типами, это ориентация на формализацию отношений и ориентация на гуманизацию отношений.

Формализация отношений в процессе педагогической деятельности предполагает ориентацию и подчинение преподавателя технологии образовательного процесса, процессу передачи знаний, приоритету методической культуры. Преподаватель, ориентирующийся на данный тип отношений, рассматривает обучаемых лишь как объект воздействия, а не равноправных партнеров, пренебрегает субъективными факторами деятельности.

Ориентация преподавателя на гуманизацию отношений предполагает уважение им человеческого достоинства участников образовательного процесса, учет человеческого фактора, понимание и отношение к обучаемому как к личности. Преподаватель ориентирован на сознательное приобщение учащихся к учебной и научной деятельности, что обеспечивает высокую эффективность учебной деятельности. Данный тип ориентации предполагает соблюдение гуманистических принципов дидактического взаимодействия между педагогом и обучаемыми.

На основе анализа конкретных ситуаций взаимодействия преподавателя с обучаемыми можно включить в число типообразующих характеристик следующие признаки: характер управления учебной деятельностью обучающегося; тип взаимодействия; уровень формализации отношений; характер мотивирования обучающихся; характеристика коммуникаций; нравственные качества преподавателя; характер влияния на обучаемых.

Таблица 1. Типы педагогических ориентаций преподавателя.

Формализация отношений

Гуманизация отношений

Директивность

Демократизм

конкуренция

Сотрудничество

бюрократизм

Кооперация

Властная мотивация

Нормативная мотивация

Закрытость коммуникаций

Открытость коммуникаций

Низкие морально-нравственные качества

Высокий моральный авторитет

администрирование

лидерство

На основе перечисленных типообразующих признаков можно представить классификацию типов педагогических ориентаций преподавателя, представляющих собой границы различной направленности, между полюсами которых находятся промежуточные варианты.

Т.о., стиль педагогической деятельности преподавателя представляет из себя двухкомпонентный стилевой профиль деятельности. Он включает в себя индивидуальные особенности стиля деятельности и тип педагогической ориентации. Любой из видов индивидуального стиля деятельности преподавателя отличается различными типообразующими характеристиками педагогической ориентации.

На формирование стиля педагогической деятельности влияет целая совокупность факторов, сочетание которых также многообразно, как и их влияние на личность преподавателя, его поведение, деятельность и стиль работы.