1.2 Характеристика детей с нарушениями речи
Основные причины нарушений речи:
Среди факторов, обуславливающих возникновение речевых нарушений у детей, выделяют неблагоприятные экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние), а также условия окружающей среды.
Основным признаком тяжелого речевого нарушения есть ярко выраженная ограниченность способов и средств для речевого общения при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Дети, обладающие такими нарушениями, имеют скудный речевой запас, некоторые совсем не могут говорить. В данном случае общение с окружающими довольно ограничено. Несмотря на тот факт, что большинство этих детей способны понимать постороннюю речь, сами они лишены возможности общаться с окружающими в словесной форме. Это ведет к тяжелому положению таких детей в коллективе: игры со сверстниками для них полностью или частично недоступны, как и возможность участия в общественной деятельности. В таких условиях развивающее влияние общения становится минимальным. В связи с этим, у детей часто возникает вторичное отставание психики, несмотря на все возможности умственного развития, что часто дает повод неверно принимать их за неполноценных в интеллектуальном плане. Это впечатление особенно усугубляется фактами отставания в овладении грамотой и решении арифметических задач.
Характерным для тяжелых речевых нарушений является общее речевое недоразвитие, что провоцирует неполноценности звуковой, лексической и грамматической сторон речи. Как следствие этого, у большинства детей с тяжелыми дефектами речи можно наблюдать ограниченность мышления и речевых обобщений, затруднения при чтении и письме. Все вышеперечисленное осложняет усвоение основ базовых наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.
Осознание своей неполноценности и бессильные попытки общения не редко приводят к изменениям характера: бурным эмоциональным срывам, замкнутости или негативизму. В отдельных случаях проявляется апатия и равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень тяжести выражения данных реакций напрямую зависит от окружающих ребенка условий. Ежели на дефект не обращают повышенного внимания, не фиксируют неправильность его речи, не подчеркивают особенности нетактичными замечаниями, пытаются его понять и тем самым облегчить тяжкое общественное положение, в личности ребенка наблюдается меньше реактивных наслоений. Зачастую, используя правильный педагогический подход, можно добиться от детей нормальной устной и письменной речи, усвоения необходимого объема базовых знаний в школе. При таком развитии речи, как правило, уменьшаются и исчезают вторичные психические изменения.
Наиболее часто встречаемыми тяжелыми нарушениями считаются алалия, ринолалия, афазия, или же разнообразного типа дизартрия.
Отдельные формы заикания также можно отнести к тяжелым речевым нарушениям, в случае если данный дефект лишает ребенка способности нормального обучения в массовой школе. Как правило, сюда относятся заикание в комплексе с общим недоразвитием речи.
Воспитание и обучение детей с тяжелыми речевыми нарушениями стоит осуществлять с применением специальной системы в специализированных детских садах либо школах для детей с тяжкими дефектами речи. Принципиально возможно обучение и воспитание таких детей в семье. Основным правилом является установление тесного контакта с ребенком, бережное и внимательное отношение. В основе обучения лежит коррекция отклонений устной речи и подготовка к усвоению грамоты. В время обучения азам арифметики, усиленное внимание обращается на развитие способностей к пониманию текстового выражения задачи. Пути компенсации напрямую зависят от сути дефекта, а также индивидуальных особенностей больного ребенка.
Выделяют следующие причины речевой патологии:
1. Внутриутробная патология (вирусные и эндокринные заболевания при беременности, тяжелый токсикоз и интоксикации, различные травмы, несовместимость групп крови по резус-фактору). Самые грубые нарушения речи возникают при отклонениях в развитии плода в период от 4 недель до 4 месяцев, что и приводит к дефектам строения губ и неба (расщелины неба, раздвоенная (заячья) губа, “готическое” небо), отклонениям норм прикуса. На поздних сроках беременности различные патологические воздействия приводят к задержке в созревании нервной системы, а не к пороку развития.
2. Родовые патологии (травма, асфиксия) приводят к внутричерепным кровоизлияниям. Такие кровоизлияния могут обширно затрагивать зоны коры головного мозга, отвечающие за речь (что приведет к системному недоразвитию речи) или затронуть локально, что чревато нарушением лишь одной стороны речи.
3. Различные детские заболевания, перенесенные в первый год жизни- вирусы и инфекции, соматические заболевания, которые приводят к ослаблению или замедлению деятельности процессов коры головного мозга; травмы головного мозга.
4. Наследственные факторы имеют определенное значение, но значительно меньшее, чем при других нарушениях. Чаще всего они предрасполагают к речевым патологиям, но реализуются в неё лишь в сочетании с остальными, даже незначительными факторами.
5. Разнообразные неблагоприятные воздействия окружающей среды: недостаточность, отсутствие речевого общения, дефекты у окружающих (нарушения речи у родителей, глухие родители у слышащих детей), эмоциональный контакт во время созревания речевых функций ребенка (острые или длительные ситуации, травмирующие психику; постоянные госпитализации детей на длительный срок).
Каждая из вышеперечисленных причин, а часто и их сочетание в сумме могут вызывать патологии различных сторон речи.
Принципиальное значение имеет диагностика аномалий речи на ранних стадиях, т.к. своевременная медицинская или же педагогическая коррекция существенно повышает вероятность нормального и полноценного школьного обучения.
К детям с речевыми отклонениями относят также детей с психофизическими нарушениями различной степени выраженности, которые вызывают расстройства коммуникативной и познавательной (обобщающей) речевых функций. От прочих категорий детей с ограниченными возможностями их отделяет наличие нормального биологического слуха, зрения, полноценные предпосылки для развитого интеллекта. Выделение данных дифференцирующих признаков способствует их отграничению от сравнения с детьми, страдающими олигофренией, отклонениями психического развития, слепых (слабовидящих), детей с аутизмом, др.
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. [4]
Органическое поражение мозга обусловливает то, что такие дети тяжело переносят жару и духоту, поездки в транспорте, длительное пребывание на качелях, довольно частые жалобы на головные боли, головокружения, тошноту. Большинство детей с наличием поражений мозга обладают различными двигательными дисфункциями: не соблюдение равновесия, проблемы с координацией, не способность дифференцировать движения пальцев на руках и проблемы с артикуляцией.
Такие дети довольно быстро чувствуют усталость, истощение и пресыщение от любого вида деятельности. Их можно охарактеризовать как раздражительных, быстро возбудимых, двигательно расторможенных, тех, которые не способны сидеть спокойно. Дети постоянно что-то теребят в руках, болтают ногами и т.п. Они очень не устойчивы в эмоциональном плане, способны к резкой смене настроения, иногда даже с проявлением агрессии, беспокойства и навязчивости.
Дети с речевыми нарушениями и отклонениями в ц.н.с. быстро накапливают усталость, в особенности на протяжении дня к вечеру либо же к концу недели. Усталость отражается на общем поведении и на самочувствии ребенка. Это может выражаться в усилении болей в голове, расстройствах сна, пассивности или наоборот, повышенной двигательной активности. Этим детям тяжело сохранять внимание, усидчивость и работоспособность на протяжении урока. Их двигательная расторможенность способна отображаться в том, что дети проявляют двигательное беспокойство, нередко встают с места, ходят по кабинету или даже выбегают в коридор во время проведения урока. На перемене такие дети чересчур возбудимы, игнорируют замечания, а после отдыха с трудом способны сосредоточиться на уроке.
Часто у таких детей отмечают значительную неустойчивость внимания, искажения памяти, в особенности речевой, заниженный уровень восприятия сложных словесных инструкций и конструкций, недостаточность регулирующей функции речи, недостаточность контроля за собственной деятельностью, отклонения в познавательной деятельности, умственная отсталость и неработоспособность.
Их психическое состояние характеризуется неустойчиво, что и влияет на резкую смену работоспособности. Во время психосоматического благополучия дети способны достигать достаточно хороших учебных результатов.
Дети, имеющие отклонения в функциональном состоянии ЦНС, эмоционально реактивны, с легкостью выдают реакции невротического характера и даже расстройства в ответ на простое замечание, плохую оценку, неуважительное (по их мнению) отношение со стороны соучеников и учителей. Поведение этих детей может характеризоваться как негативизмом, так и повышенной возбудимостью, иногда агрессией или, напротив, застенчивостью, пугливостью и нерешительностью. Все эти факторы в целом свидетельствуют о специфическом состоянии центральной нервной системы у детей с речевыми расстройствами.
Психолого-педагогические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи
Особенности развития речи у детей с тяжелыми её нарушениями оказывают значительное воздействие на становление ребенка как личности, на формирование и воспроизведение психических процессов. Такие дети обладают рядом психолого-педагогических особенностей, которые затрудняют их адаптацию с социуме и требуют целенаправленной и профессиональной коррекции.
Отклонения в речевой деятельности также имеют влияние на формирование у страдающих ими детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Сказывается недостаточная сохранность внимания и ограниченные способности к его распределению. Относительная сохранность смысловой памяти тем не менее связана со ограниченной вербальной памятью, что приводит к снижению продуктивности запоминания. Низкая мнемическая активность у детей может проходить в сочетании с задержкой прочих психических процессов. Тесная связь между нарушениями речи и другими факторами психического развития выражается в отдельных особенностях и специфике мышления. Даже обладая полноценными и достаточными предпосылками к овладению мыслительными процессами, доступными их возрасту, дети страдают задержкой в формировании словесно-логического мышления, с большим трудом понимают принципы анализа и синтеза, сравнения и обобщения.
Отдельная часть детей страдает от проявлений соматической ослаблености и замедленного развития локомоторных функций; таким детям присуще некоторые нарушения в развитии двигательной системы: не точная координация, низкая скорость движений и ловкость их выполнения.
Самые большие трудности обычно возникают во время выполнения движений исходя из словесной инструкции. Нередко встречается также недостаточная координация пальцев кисти руки и недоразвитие мелкой моторики.
У детей, страдающих тяжелыми расстройствами речи, часто отмечают отклонения в эмоционально-волевой сфере деятельности. Детям нередко присущи нестабильность интересов, сниженная наблюдательность, невысокая мотивация, стойкий негативизм, неуверенность в своих силах, раздражительность, повышенная агрессивность, необоснованная обидчивость, трудности в общении и налаживании контактов с окружающими и сверстниками. Дети с тяжелыми речевыми нарушениями страдают от трудностей с саморегуляцей и самоконтролем.
Вышеуказанные особенности развития детей с тяжелыми дисфункциями речи не преодолеваются спонтанно. Они предполагают наличие специально организованной педагогической коррекционной работы.
Специально проведенные исследования таких детей показали разнообразие клинических проявлений общего речевого недоразвития.
Симптоматика
Часто встречающиеся неврологические и психопатологические синдромы, которые сопутствуют общему недоразвитию речи:
гипертензионно-гидроцефалический синдром - сказывается в отклонениях умственной работоспособности, самопроизвольной деятельности и поведении; в быстрой усталости, пресыщаемости от любого типа деятельности; в сильной возбудимости, повышенной раздражительности и расторможенности двигательных функций. Часто такие дети имеют жалобы на головные боли, тошноту и головокружение. В отдельных случаях может наблюдатся приподнято-эйфорический фон настроения с проявлениями дурашливости и благодушия.
церебрастенический - как правило, проявляется в виде усиленной нервно-психической истощаемости, неустойчивости эмоций, нарушения активного внимания и нестабильности памяти. В некоторых случаях данный синдром сопровождается гипервозбудимостью, в других - заторможенностью, вялостью и пассивностью.
синдром расстройства двигательных функций - характеризуется изменением тонуса мышц, неярко выраженной неспособностью к равновесию и координации, недостаточностью дифференцированной моторикой пальцев на руках, не сформированностью общего и орального праксиса, нарушениями познавательной функции.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ МОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
- 1.1 Нарушение речи у детей дошкольного возраста: этиология, классификация, причины
- 1.2 Характеристика детей с нарушениями речи
- 1.3 Организация и содержание коррекционной психологической помощи
- 1.4 Специальные учреждения для детей дошкольного возраста вне ДОУ для лечения нарушения речи
- 1.5 Особенности работы с детьми с нарушениями речи
- 1.6 Влияние двигательной активности ребенка на речь
- 2.1 Принципы, задачи и направления работы по развитию моторной сферы у детей с нарушениями речи
- 2.2 Взаимосвязь движений пальцев рук и развитие речи ребенка
- 2.3. Логопедическая работа по формированию у дошкольников со стертой дизартрией звукопроизношения посредством упражнений
- Основные принципы коррекционной работы при дизартрии.
- Дизартрия
- Содержание коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушениями слуха
- 19. Особенности логопедической работы при стертой дизартрии
- Основные направления коррекционной работы при дизартрии.
- 2.1 Особенности коррекционной работы с дошкольниками с легкой интеллектуальной недостаточностью
- Особенности планирования коррекционной работы при дизартрии.
- При стертой дизартрии
- Коррекционная педагогика. Логопедия.