1.1 Нарушение речи у детей дошкольного возраста: этиология, классификация, причины
Нарушения речи - это обобщенный термин, обозначающий различного рода отклонения от речевых норм, установленных в конкретной языковой среде, которые значительно затрудняют либо полностью препятствуют общению посредствам речи, а также ограничивают адаптацию личности в социуме.
Нарушения речи могут возникать под воздействием различного рода факторов: при дисфункции восприятия звуков речи, вследствие отклонений периферической части слухового анализатора; при дефектах ц. н. с., а в частности: ее отделов, отвечающих за анализ и синтез поступающих сигналов, их обработку и построение собственных высказываний; также при патологических поражениях систем, поставляющих нервные импульсы к периферическим речевым органам от коры мозга; при анатомо-физиологических поражениях органов речи.
Дети, имеющие речевые дефекты - это дети, с нарушением в развитии речи, но при этом обладающие нормальным слухом и без интеллектуальных отклонений. Нарушения речи достаточно многообразны и могут проявляется в кривлянии произношения, грамматического построения, скудности словарного запаса, а помимо этого в искажении темпа или плавности разговорной речи.
В зависимости от степени тяжести речевые нарушения принято разделять на те, которые не препятствуют обучению в общеобразовательной обычной школе, и более тяжелые нарушения, которые требуют специального обучения.
Для обозначения и определения речевых нарушений, в врачебной практике также принято использовать термины - расстройства речи, дефекты речи, речевая патология.
Стоит разграничивать патологические нарушения речи и возможные речевые отклонения, обусловленные возрастными особенностями становления речевого аппарата или причинами из внешней среды (различные специфики речи родителей, двуязычие или использование диалекта в семье, элементарная безграмотность).
Расстройства речи могут влиять на различные стороны речи: звуковую (произношение), фонематическую (различие смысла), лексику, грамматический уклад.
Речевые нарушения не способны исчезнуть самостоятельно, без тщательно организованной работы с коррекцией проблем. Изучением, предотвращением и лечением данных нарушений занимается логопедия как отрасль дефектологии.
Классификации нарушений речи.
В нынешнее время логопедия разделяет две классификации: психолого- и клинико-педагогическая. Между этими категориями нет противоречий. Наоборот, они дополняют друг друга и даже отражают всесторонний подход к нарушениям речи, а также выбору средств для коррекции.
Клинико-педагогическая классификация, в свою очередь, также подразделяется на 2 группы:
1. Нарушения, связанные с устной речью.
а) расстройства внешнего (фонационного) оформления речи:
афония, дисфония - полное отсутствие голоса или его нарушение,
брадилалия - расстройство при котором темп речи патологически замедлен,
тахилалия - расстройство при котором темп речи патологически ускорен,
заикание - дисфункции темпо-ритмической области речи, спровоцированные проблемами речевого аппарата - судорожным состоянием мышц,
дислалия - проблемы со звукопроизношением при хорошем слухе и
сохранной иннервации (обеспеченность ткани или органа нервными волокнами и клетками) аппарата речи,
ринолалия - сбои тембра голоса и звукопроизношения, которые обусловлены анатомо-физиологическими нарушениями речевого аппарата,
дизартрия - нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;
б) нарушения внутреннего (структурно-семантического) оформления речи:
алалия - недоразвитие или отсутствие речи вследствие органического поражения отделов коры мозга (речевых зон),
афазия - полная либо частичная потеря речи, вызванная локальными поражениями головного мозга.
2. Нарушения связанные с письменной речью:
а) дислексия (алексия) - полное либо частичное нарушение функции чтения,
б) дисграфия (аграфия) - полное либо частичное нарушение функции письма.
Психолого-педагогическая классификация.
Нарушение средств общения:
а) фонетико-фонематические отклонения в развитии речи,
б) общее недоразвитие речи.
Нарушение в возможностях применения средств общения:
а) заикание,
б) проявления речевого негативизма и другие.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ МОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
- 1.1 Нарушение речи у детей дошкольного возраста: этиология, классификация, причины
- 1.2 Характеристика детей с нарушениями речи
- 1.3 Организация и содержание коррекционной психологической помощи
- 1.4 Специальные учреждения для детей дошкольного возраста вне ДОУ для лечения нарушения речи
- 1.5 Особенности работы с детьми с нарушениями речи
- 1.6 Влияние двигательной активности ребенка на речь
- 2.1 Принципы, задачи и направления работы по развитию моторной сферы у детей с нарушениями речи
- 2.2 Взаимосвязь движений пальцев рук и развитие речи ребенка
- 2.3. Логопедическая работа по формированию у дошкольников со стертой дизартрией звукопроизношения посредством упражнений
- Основные принципы коррекционной работы при дизартрии.
- Дизартрия
- Содержание коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушениями слуха
- 19. Особенности логопедической работы при стертой дизартрии
- Основные направления коррекционной работы при дизартрии.
- 2.1 Особенности коррекционной работы с дошкольниками с легкой интеллектуальной недостаточностью
- Особенности планирования коррекционной работы при дизартрии.
- При стертой дизартрии
- Коррекционная педагогика. Логопедия.