logo
Лекции ГАК по Соц

Муниципальная система социального воспитания

Реформы государственной структуры России, происходящие в последние годы, особое место отводят формированию муниципаль­ных органов власти. Последовательный отказ от функций центра­лизованного планирования всех сфер общественно-политической и хозяйственно-экономической жизни, перенос тяжести принятия ре­шений на уровень регионов и муниципальных образований застав­ляют муниципальные органы власти все больше внимания уделять разработке собственных подходов к формированию местной поли­тики, не надеясь на универсальные рецепты федеральной власти.

Одной из основных задач муниципальных органов власти яв­ляется создание муниципальной системы воспитания, обеспечива­ющей позитивную социализацию подрастающих поколений, а также взрослых в конкретных социальных условиях.

Муниципальная система социального воспитания представляет собой совокупность планомерно создаваемых в муниципальном обра­зовании (город, район города, сельский район) условий для позитив­ного развития и духовно-ценностного ориентирования его жителей.

Муниципальная система социального воспитания более или менее эффективно влияет на позитивную социализацию детей, подростков, юношей в зависимости от того, насколько осознан­но и целенаправленно она создается и развивается муниципаль­ными органами власти и в какой мере в этом процессе участвует местное население.

Эффективное функционирование и развитие муниципальной системы социального воспитания во многом определяется тем, на­сколько последовательно и квалифицированно местные органы власти осуществляют изучение позитивных и негативных социали­зирующих потенций и воспитательных возможностей города, рай­она и осуществляют на основе его данных адекватное социально-педагогическое целеполагание, программируют и организуют дос­тижение поставленных целей, проводят анализ результатов и адек­ватную его данным коррекцию системы воспитания.

Изучение позитивных и негативных социализирующих потен­ций и воспитательных возможностей города, района предполага­ет первоначальную диагностику и последующее наблюдение (мо­ниторинг):

количественного соотношения половозрастных, этнических, социально-профессиональных и культурно-образователь­ных слоев населения; тенденций увеличения одних и умень­шения других, количественных и качественных характери­стик миграции из города и в город, район; трудовой занято­сти населения, возможностей и перспектив трудоустройства, ценностных ориентации в сфере труда;

жилищных и бытовых условий различных слоев населения, бытовой занятости и ценностных ориентации в сфере быта; состояния здоровья и отношения к нему;

досугового времяпрепровождения различных групп населе­ния; ценностных ориентации в сфере досуга; досуговых воз­можностей города,района;

состава и типологии семей; норм семейных взаимоотноше­ний; брачных и репродуктивных установок;

наличия местных средств массовой коммуникации; аудито­рий местных, региональных и национальных СМИ, их предпочтения;

возможностей получения образования различного вида и уровня, количества обучающихся в различных учебных за­ведениях;

социально психологического климата, культурных и быто­вых традиций;

социально незащищенных, неблагополучных и перспектив­ных контингентов (реальных и потенциальных жертв небла­гоприятных условий социализации, одаренных, социально активных, антисоциальных, криминогенных и криминальных групп, очагов, тенденций);

противоречий между различными группами населения (терри­ториальными, социально-профессиональными, социально-культурными, возрастными, этноконфессиональными и др.).

Данные, полученные в процессе первоначальной диагностики и последующего мониторинга, могут стать реальной основой для адекватного социально-педагогического целеполагания в управ­лении муниципальной системой воспитания, в ее развитии. Учи­тывая задачи федеральной и региональной политики в сфере вос­питания, муниципальные органы власти определяют задачи и формулируют цели, необходимые для решения этих задач: а) по использованию и интенсификации воспитательных возможностей города, района; б) по компенсации недостающих возможностей; в) по минимизации, нивелированию и корректированию негатив­ных социализирующих особенностей, выявленных в процессе изу­чения и мониторинга.