Вопросы к гак для студентов озо, обучающихся по специальности «Социальная педагогика»
1. Социальная педагогика – общественная наука и сфера практической деятельности.
Факторы возникновения и развития социальной педагогики как отрасли научного знания. Понятие «социальной педагогики» как науки. Объект и предмет изучения социальной педагогики. Функции и прикладные задачи социальной педагогики. Междисциплинарные связи социальной педагогики. Разделы социальной педагогики.
2. Принципы социальной педагогики.
Принципы природосообразности, культуросообразности, гуманизма. Принцип коллективности социального воспитания, принцип центрации социального воспитания на развитии личности, принцип диалогичности социального воспитания. Принцип незавершимости воспитания, принцип дополнительности в социальной педагогике, принцип ориентации на позитив в характере и поведении ребенка, принцип социального закаливания, принцип социальной адекватности воспитания, принцип индивидуализации воспитания.
3. Развитие ребенка в социуме.
Биологические и социальные факторы развития человека. Социальный статус и социальная роль. Социальные отклонения в развитии и поведении человека.
4. Социальное обучение. Социальное образование. Социальное воспитание.
Цель, задачи и ценности социального воспитания. Направления социального воспитания. Принципы организации процесса социального воспитания. Методы социального воспитания.
5. Социально-педагогическая деятельность.
Специфика социально-педагогической деятельности. Направления социально-педагогической деятельности. Структура профессиональной социально-педагогической деятельности. Нормативно- правовые основы социально-педагогической деятельности.
6. Процесс социализации ребенка как социально-педагогическое явление.
Понятие о социализации. Этапы, агенты (первичные и вторичные), средства, механизмы (социально-психологические и социально- педагогические) и составляющие процесса социализации. Компоненты социализации. Особенности социализации на разных возрастных этапах.
7. Человек в процессе социализации.
Человек как объект и субъект социализации. Задачи, решаемые человеком на разных этапах социализации. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации. Виды и типы жертв неблагоприятных условий социализации. Объективные и субъективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации. Социально-педагогическая виктимология.
8. Основные институты социализации ребенка.
Семья – основной институт социализации личности ребенка. Роль семьи в становлении и развитии личности ребенка. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности. Задачи и направления социально-педагогической деятельности с семьей. Содержание социально- педагогической деятельности с различными типами семьи. Методы и формы социально-педагогической деятельности с семьей.
9. Основные институты социализации ребенка.
Образовательные учреждения как институты социализации ребенка. Основные направления деятельности образовательных учреждений. Функции образовательных учреждений. Типы социально-ориентированных школ.
10. Факторы социализации. Мегафакторы социализации.
Космос и его влияние на социализации населения. Планета, мир и их влияние на социализацию людей. Опосредованное влияние мегафакторов на социализацию.
11. Макрофакторы социализации.
Страна как природно-географический фактор социализации, определяющий рамки социализации населения и отдельных половозрастных и социальных групп.
Понятие об обществе, характеристика его половозрастной и социальной структуры.
Понятие о государстве как макрофакторе социализации.
Понятие об этносе как макрофакторе социализации. Взаимодействие макрофакторов между собой.
12. Мезофакторы социализации.
Регион как мезофактор социализации. Характер влияния природно-географических, экономических, социокультурных особенностей региона на социализацию.
Понятие о средствах массовой коммуникации (СМК). Социализирующие функции СМК.
Понятие о субкультуре, ее виды и признаки.
Тип поселения и его социализирующее влияние. Роль города и села в процессе социализации детей.
Муниципальная система социального воспитания.
13.Микрофакторы социализации.
Семья и семейное воспитание. Роль родителей как первичных агентов социализации в процессе личностного становления и социального воспитания ребенка. Механизмы социализации ребенка в семье.
Группа сверстников как микрофактор социализации, ее функции.
Соседство, соседские связи как микрофактор социализации.
Религиозные организации и их социализирующие функции.
Воспитательные организации как микрофактор социализации детей, их типы и задачи.
Микросоциум, его характеристики и социализирующие функции.
14. Организация социального опыта. Жизнедеятельность воспитательной организации.
Понятие социального опыта. Быт воспитательной организации, его характеристики. Жизнедеятельность воспитательной организации, стили руководства жизнедеятельностью воспитательных организаций.
Оказание индивидуальной помощи человеку в воспитательных организациях. Возрастной и индивидуальный подходы в социальном воспитании.
Литература:
Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. – М., 2006
Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: курс лекций. – М., 2006
Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2006
Социальная педагогика /Под ред. В.А.Никитина. – М., 2002
Штинова Г.Н., Галагузова М.А., Галагузова Ю.К. Социальная педагогика. – М., 2008
Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. – М., 2001
- Вопросы к гак для студентов озо, обучающихся по специальности «Социальная педагогика»
- № 1. Социальная педагогика – общественная наука и сфера практической деятельности
- Культурно-исторические предпосылки возникновения
- Принципы социальной педагогики
- Принцип гуманистической направленности воспитания
- Принцип природосообразности воспитания
- Принцип культуросообразности воспитания
- Принцип вариативности социального воспитания
- Принцип коллективности социального воспитания
- Принцип центрации социального воспитания на развитии личности
- Принцип диалогичности социального воспитания
- Принцип незавершимости воспитания
- Принцип дополнительности в социальной педагогике
- Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуализации воспитания).
- Принцип социальной адекватности воспитания
- Принцип ориентации на позитив, положительное в характере и поведении ребенка
- Принцип социального закаливания
- Развитие ребенка в социуме
- Методы социального воспитания
- Социально-педагогическая деятельность.
- Специфика профессиональной деятельности социального педагога
- Структура профессиональной социально-педагогической деятельности
- № 6. Процесс социализации как социально-педагогическое явление
- № 7. Человек в процессе социализации
- Социализированность. Воспитанность
- Социальные проблемы современной семьи
- Воспитание детей в семье
- № 9. Образовательные учреждения как институты социализации личности ребенка
- Типы социально-ориентированных школ
- № 10 Факторы социализации мегафакторы социализации: космос, планета, мир
- № 11 МакрофактоРы социализацИи страна
- Общество
- Государство
- № 12 МезофактОры социализацИи человека регион
- Средства массовой коммуникации
- Субкультуры
- Тип поселения сельские поселения
- Малый город
- Поселок
- Муниципальная система социального воспитания
- № 13 МикрофактоРы социализации семейное воспитание
- Соседство
- Группы сверстников
- Религиозные организации и религиозное воспитание
- Воспитательные организации и социальное воспитание
- Контркультурные организации и диссоциальное воспитание
- Микросоциум
- № 14 Организация социального опыта
- Быт воспитательной организации
- Жизнедеятельность воспитательной организации
- Индивидуальная помощь