Типы социально-ориентированных школ
В современных условиях разработаны и успешно действуют различные модели школы как открытой социальной системы.
Общинная школа
Первые проекты создания общинной школы появились в Великобритании и Соединенных Штатах в 20-х годах нашего столетия. В отличие от традиционной школы, модель общинной школы характеризовалась введением системы неформального, «открытого» обучения. Вместо классов были открыты площадки, залы для групповых занятий, утолки для индивидуальных занятий. Составлялось гибкое расписание без традиционных уроков и звонков. Отсутствовали заранее установленные учебные планы и программы. Познавательная деятельность планировалась совместно учителем и учащимися. Основным в обучении был метод «открытий», обстановка на занятиях приближалась к семейной.
Одновременно общинная школа знаменовала собой превращение обычной школы в образовательный, культурный и досуговый центр общины.
К числу важнейших признаков общинной школы относят:
– взаимную поддержку отношений между школой и общиной;
– распределение средств между школой и общиной;
– ориентацию учебных планов и программ на интересы общины;
– перманентное образование;
– вовлечение общины в принятие решений и управление школой;
– развитие общины.
Английская общинная школа – это прежде всего начальная школа, через которую можно путем активного вовлечения родителей в деятельность школы раскрыть потребности общины и организовать процесс общинного воспитания.
Американские педагоги общинных школ стараются создать в них атмосферу радости и сотрудничества. Они организуют учебную деятельность так, чтобы дети работали группами, а не индивидуально; поощряют их раскованное поведение (дети во время урока могут лежать на полу и обсуждать свои проблемы). Наряду со свободной обстановкой, которая исключает постоянное педагогическое давление и стрессы как его результат, предполагаются дисциплинарные и воспитательные требования с учетом состояния учеников: психического, физического и эмоционального. Выдвигается лозунг: «Не давить на ученика, а поощряя и одобряя, направлять». Ребенок ориентируется на получение хорошего образования, стимулируется его желание овладеть знаниями и преуспеть в этом, а не только удовлетворить свою тягу к свободному самовыражению.
Американские педагоги заботятся о создании особой психологической обстановки, которая царит в общинных школах, работающих практически круглосуточно. Перед поступлением ребенка в школу родители получают своеобразную воспитательную программу, действующую в школе. Программа содержит историю становления и развития школы, традиции, гимн, символику, ритуалы одежды, приветствий. В каждой программе содержится упоминание об атмосфере, которая царит в школе. Главные задачи воспитательной программы состоят в воспитании уважения и доверия детей друг к другу и ко взрослым, гордости и чувства собственного достоинства, совести и доброты. Хотя воспитательные позиции базируются на уважительном отношении к личности ребенка, в них нет противопоставления индивидуального общественному. Подчеркивается стремление гармонизировать взаимоотношения личности и группы. Одной из характерных особенностей атмосферы школы является то, что каждый ученик чувствует себя свободно и в то же время защищенно. Он может легко высказываться по любому поводу, имеет право пользоваться спортинвентарем и площадками, музыкальными инструментами. Учитель всегда доброжелательно настроен на контакт с ним. У каждого ученика в общинной школе есть свой «советчик». Это взрослый воспитатель, призванный «пасти» ребенка во всех сферах: познавательной, эмоциональной, нравственной, физической, словом, нести за него ответственность и направлять его во всех жизненных ситуациях. При этом советчик действует не прямо, а исподволь, приближая к себе ребенка, налаживая контакты, вызывая доверие и интерес к себе. Этим целям служат: дискуссии, семинары, обсуждения проблем с группой детей различного возраста, этнической принадлежности. У каждого советчика может быть до 100 подопечных.
На территории каждой общины работает множество организаций, призванных помочь семьям. К ним относятся ассоциации «Мама-одиночка», «Старшие сестры», «Родитель-одиночка», «Старший брат», «Строительство семьи». Обширный штат специалистов-советчиков (педагогов, психологов, поэтов, сексологов, психиатров, библиотекарей, музыкантов) вместе с членами семьи решает, как помочь детям и взрослым избежать стрессовых ситуаций, решить сложные семейные проблемы, сгладить конфликты.
С недавнего времени в общинные школы привлекаются не только писатели, но и танцоры, художники, кинематографисты и музыканты с тем, чтобы помочь учителям привнести в обучение и воспитание элемент художественного творчества.
Благодаря открытому характеру общинной школы, ее могут посещать все желающие жители общины.
Немецкая модель общинной, региональной школы также интегрирует общеобразовательную школу для детей и юношества и народную школу для взрослых. Они работают вместе не только потому, что находятся под одной крышей, но прежде всего в содержательном плане. Таким образом, эта интегрированная школа открыта полный день: до обеда – для детей, после обеда – для всех желающих, независимо от возраста. Она предоставляет свои классные помещения, специальные кабинеты, спортивные сооружения, библиотеку, кухню, залы всем желающим, реализуя таким образом эксплуатацию комплекса в течение всего дня. Школа является не только местом учебы, но и культурным центром, местом для проведения свободного времени, где могут собираться инициативные группы, союзы, устраиваться мероприятия образовательного, политического, развлекательного плана, отмечаться общие для всех и семейные (свадьбы, дни рождения, юбилеи и др.) праздники.
Школа – это своего рода «база самопомощи» для людей, с ней соседствующих: безработной молодежи, для желающих пополнить свое образование и получить определенную квалификацию, для ищущих контакты, для тех, кто не может в одиночестве справиться со своими проблемами. В этом плане школа выполняет социально-терапевтическую функцию.
Общинная школа как неотъемлемая часть городской (или сельской) среды теснейшим образом переплетается с ней, создает учебные площадки, формирует своеобразные «спутники», сотрудничает с властями, предприятиями, учреждениями, группами общественности и т.д., функционируя и развиваясь вместе с городом, районом, кварталом.
Педагогами такой школы являются не только школьные учителя, но и активисты общины, работающие на ее развитие, специалисты разных профессий без педагогического образования, просто люди с большим .жизненным опытом, живущие по соседству со школой.
Этот тип школы – составная часть философии общинного воспитания или «воспитания в духе общности». Она объединяет под одной крышей то, что педагоги и чиновники от образования (управленцы) привычно разъединяли: детскую школу, школу для взрослых, детский сад, учреждения для отдыха и досуга и пр.; здесь переплетаются социальная и школьная педагогика, образование взрослых; школьная, социальная и культурная политика.
Общинная школа имеет существенные преимущества по сравнению с обычной.
Во-первых, общинная школа, как отмечают немецкие специалисты, носит менее разграничительный характер (в возрастном отношении), успешнее преодолевая тем самым барьер отчуждения между различными поколениями и продвигая подрастающее поколение школьного возраста в реальную жизнь.
Во-вторых, общинная школа помогает в решении одной из ключевых проблем молодежи – проблемы безработицы, так как она готовит ее к встрече с теневыми сторонами современной экономики; гибче и подвижнее в своей реакции на наиболее острые жизненные проблемы.
В-третьих, общинная школа решает проблему комплектования школ, вынужденного закрытия многих школ в связи с падением рождаемости, т.к. предлагает путь использования простаивающих мощностей (пустующих помещений, оборудования, незагруженности учителей и т.п.).
В-четвертых, эта школа не вступает в противоречие с новыми социальными движениями молодежи, в рамках которых осуществляется стихийный процесс ее социализации; социальный опыт формируется в ходе активной и многосторонней деятельности. В отличие от старой школы, которая, не выдерживая конкуренции с этими движениями, игнорирует их или даже объявляет «войну», общинная школа открывает для них свои двери, вступает в диалог, видя в них своих союзников и партнеров.
Идеи общинной школы, общинного воспитания получили распространение во многих странах мира – не только на европейском континенте, США, но и в Австралии, странах Латинской Америки и Африке.
Вальдорфская школа
Первая Вальдорфская школа была основана в 1919 году Рудольфом Штейнером (1861–1925) для детей рабочих и служащих табачной фабрики «Астория» в Вальдорфе (близ Штуттгарта) по просьбе директора фабрики. С самого начала это была единая бессословная школа без деления по социальному статусу на учащихся народной, неполной средней школы и гимназии. Концепция вальдорфской школы включала детский сад и все дифференцированные отделений старшей ступени обучения.
Вальдорфская школа возникла в период реформаторского социально-педагогического движения 20-х годов, которое характеризовалось поисками и экспериментированием новых типов школ. Это были школы-общины, сельские воспитательные школы-интернаты, открытые, автономные, свободные школы, центры интересов и т.п.
Основная идея антропософии Р. Штейнера – мудрость о человеке (греч. anthropos –человек и sophia– мудрость). Из этого антропософического принципа он выводил и цель воспитания – всестороннее развитие индивидуальности человека специальными педагогическими средствами (постоянными упражнениями в духовной концентрации и размышлении), что являлось, по его убеждению, предпосылкой духовного созерцания.
Поэтому и школу Р. Штейнер рассматривал как часть «свободной духовной жизни», которая должна быть автономной, свободной от государственного давления. Он был против того, что система образования играет в социальной сфере центральную роль, а школа готовит человека таким, каким требует государство, и в каждой ступени обучения отражаются потребности государства.
Управление вальдорфской школой строилось на принципе самоуправления: в общественный совет входили родители, учащиеся, учителя и все те, кто способствовал развитию школы. На совете лежала правовая и хозяйственная ответственность. Финансирование осуществлялось за счет средств фабрики «Астория» (в настоящее время вальдорфские школы финансируются в основном государством и частично за счет средств родителей).
За внутреннюю организацию работы школы нес ответственность коллегиум. В школе не было директора, ранговых различий среди учителей, различия в их оплате, не существовало разделения на учителей и управленцев. Велась интенсивная работа педагогических конференций, собиравшихся еженедельно и обсуждавших ключевые проблемы школьной жизни. Таким образом, повышение квалификации учителей было вплетено в повседневный учебно-воспитательный процесс школы. (В дальнейшем в некоторых вальдорфских школах были созданы специальные курсы по повышению квалификации учителей без отрыва от работы. В настоящее время общая подготовка учителей для этого типа школ ведется на семинарах, созданных «Союзом свободных вальдорфских школ» в целом ряде городов – Штуттгарте, Виттене, Маннгейме, Дорнахе близ Базеля в Швейцарии и др.)
К числу важнейших педагогических принципов вальдорфских школ следует отнести:
– ориентацию на уровень развития, социальный опыт и потребности отдельного учащегося, индивидуальное стимулирование;
– отказ от всех видов селекции, оценок за успеваемость;
–ликвидацию второгодничества;
– использование в учебно-воспитательном процессе различных видов практической деятельности;
– акцент на развитие эмоционального восприятия через музыкальные и художественные предметы;
– тесное сотрудничество с родителями.
Р. Штейнер был против заранее запланированных целей воспитания. Он считал, что человек в принципе способен к саморазвитию и самопознанию. Поэтому основная задача школы должна состоять в пробуждении сущностных сил ребенка, который сам находит пути и средства, чтобы справиться с жизненными трудностями. В соответствии с такой целью воспитания функции учителя сводятся к тому, чтобы быть только помощником в развитии природных сил ребенка.
Воспитательная работа в вальдорфских школах ориентируется на развитие свободы духа, чувства общности, идентификации с группой, сообществом и затем с обществом, воспитание в духе сотрудничества и классовой гармонии.
В соответствии с учением Р. Штейнера о ступенях развития ребенка, в его школе осуществлялась специфическая связь практической деятельности с процессом обучения. Сначала все обучение и воспитание было связано с двигательными упражнениями, движениями ребенка; постепенно к обучению подключались процессы сознания. В дальнейшем дети много занимались трудом: шили, ткали, вязали, работали в саду, занимались столярным делом и т. п. В старших классах учащиеся проходили практику на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве, социальной сфере. В ряде вальдорфских школ в последние годы общее образование стало дополняться профессиональным.
Инициаторы вальдорфского движения в России (в частности А.А. Пинский), активно внедряя идеи вальдорфской педагогики, видят вместе с тем реальные проблемы:
– проблема соответствия государственных образовательных стандартов тому уровню обученности, воспитанности и развития, которого учащиеся достигают в вальдорфсих школах;
– проблема внутришкольного управления;
– проблема подготовки учителей, которые должны обладать, с одной стороны, глубокими знаниями философии, психологии, педагогики, частных методик, а, с другой стороны, быть носителями высокой культуры.
Открытая школа как форма социальной помощи
В начале 70-х годов в Филадельфии и Нью-Йорке появились первые «школы без стен» как альтернатива традиционным, закрытым от реальной жизни школам. В 80-х годах в Германии начался эксперимент под названием «Город как школа – Берлин».
Основной замысел обеих программ заключается в том, что большую часть времени учащиеся и их учителя проводят вне школьных стен, изучая родной язык в редакции газет, математику – в компьютерном центре, историю – в музее, физику и химию – в лабораториях предприятий, общественные науки – в политклубах и т.д. Их обучают и воспитывают профессиональные учителя и социальные педагоги, выступающие в роли наставников на том или ином производстве, месте практического обучения.
«Город как школа – Берлин» является средней школой, имеющей в своем составе 9-е и 10-е классы. Опыт работы школы свидетельствует, что методика «практического обучения в социуме» во многих случаях обеспечивает достижение успешных результатов в воспитании и обучении молодых людей, не способных удовлетворять требованиям стандартов обычных или профессиональных школ. Использование методики практического обучения приводит к росту социальной активности, успешному устройству молодых людей на работу. Повышается их любознательность, шире становится круг интересов, они легче справляются с трудностями. Это доказывает, что практическое обучение, максимально приближенное к реальной жизни, открывает новое направление в социально-педагогической деятельности, способное оправдать связанные с ним надежды на оказание конкретной помощи подросткам и молодым людям, имеющим за своими плечами негативный опыт нарушения мотивации к обучению, отказа от обучения в школе, либо утраты возможности посещать учебное заведение.
В процессе практического обучения ученики начинают чувствовать контакт с окружающим их взрослым миром. В то время, как молодые люди после окончания обычной школы зачастую считают, что на этом их образование завершено, либо не видят иного пути его продолжения, практическое обучение помогает им прийти к пониманию воспитания и образования как длительных процессов, продолжающихся на протяжении всей жизни человека. Становясь более активными в реальной взрослой жизни, они лучше справляются с жизненными трудностями и вырабатывают новое отношением получению знаний.
Характерными чертами методики обучения в «городе как школе» или методики практического обучения являются следующие.
1. Опора на действие. Основополагающей идеей методики практического обучения является отработка рационального поведения в «серьезных ситуациях» профессиональной, социальной, культурной и других сфер.
2. Опора на индивидуальность. После интенсивного выявления индивидуальных потребностей в обучении в ходе ориентированного вводного этапа ученики и педагоги занимаются поисками соответствующей области практики и используют эту область для деятельности ученика и его обучения.
3. Опора на культуру. Практическая деятельность позволяет ученикам глубже понять проблемы и значение культуры в обществе, а также динамику ее развития, основываясь не на разговорах об этом, а на личном опыте.
4. Опора на предмет. Этот принцип подчеркивает значение различных теоретических предметов, искусств, ремесел в реальной жизни, их значимость и необходимость.
5. Принцип исследования. С началом деятельности в каждой из предлагаемых ученику областей практики у него возникают различные вопросы и проблемы, над выявлением и решением которых каждый ученик должен работать самостоятельно, используя различные методы исследования.
6. Задания. Простые и сложные задания, предполагающие практическую деятельность, исследование, изучение соответствующих предметов учеником, представляют возможность для структурирования, совершенствования и осуществления учебного процесса по каждому из предметов в рамках практического обучения.
На основе вышеприведенных принципов практического обучения учитель в «городе как школе» руководит процессом обучения, консультирует учащихся, помогает в их самостоятельной деятельности. Социальный педагог в это же время консультирует и обучает ученика практической деятельности как наставник, непосредственно на рабочем месте. Профессиональная подготовка педагогов постоянно совершенствуется, так как в ходе занятий они приобретают необходимые знания и навыки. Происходит взаимное обогащение, компенсирующее пробелы в знаниях как у учителей, так и у социальных педагогов. Если учителя лучше подготовлены к созданию учебных ситуаций за счет опоры на учебный предмет (тему), а также знаний в области дидактики, то социальные педагоги более компетентны в организации обучения с учетом индивидуальных особенностей и потребностей, ориентируясь на отношения в среде, в обществе. Известно, что большинство учителей-предметников, обладающих прекрасными знаниями в своей области, порой очень смутно представляют себе, каким образом эти знания реализуются на практике, а специалисты, работающие в различных сферах техники, науки, культуры и т.п., не обладают необходимыми знаниями и навыками педагога, психолога, столь нужными в повседневной работе.
Практическая деятельность и обучение всегда имеют социальный контекст и, как правило, предполагают сотрудничество. В «городе как школе» этот аспект учитывается посредством дополнения индивидуальных занятий групповой работой. Индивидуальные планы практического обучения подготавливаются, оцениваются и направляются в «коммуникативные группы». Здесь ученики обмениваются опытом из различных областей практики, взаимно стимулируют развитие интересов и обогащают знания друг друга, Кроме этого, коммуникативные группы создают важную область социальной идентификации в «городе как школе».
Особое значение для групповой работы и индивидуальной подготовки имеют оборудование, столярная и слесарная мастерские, кухня, библиотека, аудиовизуальная лаборатория, компьютеры, пишущие машинки, телефоны и т.п. Эти средства больше стимулируют активность в обучении, чем вербальная форма обучения.
Для того, чтобы оценить учебную работу, иметь возможность совершенствовать практическое обучение, педагоги постоянно ведут записи в форме отчетов о показателях каждого ученика. Базой для оценок служат их наблюдения и мнения о ходе учебного процесса, самооценка ученика, оценка социального педагога-наставника, а также практические результаты работы и учебы. Критерии оценок учебных показателей основываются на целях обучения в «городе как школе», а также на содержательных и методических компонентах практического обучения. Наиболее важными из них являются: практическая деятельность в сотрудничестве с наставником; уровень любознательности и исследовательской деятельности, а также своеобразие восприятия проблем; методика сбора и обработки информации; составление и дифференциация теоретических и тематических материалов; определение и решение поставленных задач; результаты практического обучения и умение их изложить другим людям; последовательность и непрерывность работы и учебы; разнообразие интересов, активность в общении и коммуникабельность в ходе практического обучения и групповой работы.
- Вопросы к гак для студентов озо, обучающихся по специальности «Социальная педагогика»
- № 1. Социальная педагогика – общественная наука и сфера практической деятельности
- Культурно-исторические предпосылки возникновения
- Принципы социальной педагогики
- Принцип гуманистической направленности воспитания
- Принцип природосообразности воспитания
- Принцип культуросообразности воспитания
- Принцип вариативности социального воспитания
- Принцип коллективности социального воспитания
- Принцип центрации социального воспитания на развитии личности
- Принцип диалогичности социального воспитания
- Принцип незавершимости воспитания
- Принцип дополнительности в социальной педагогике
- Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуализации воспитания).
- Принцип социальной адекватности воспитания
- Принцип ориентации на позитив, положительное в характере и поведении ребенка
- Принцип социального закаливания
- Развитие ребенка в социуме
- Методы социального воспитания
- Социально-педагогическая деятельность.
- Специфика профессиональной деятельности социального педагога
- Структура профессиональной социально-педагогической деятельности
- № 6. Процесс социализации как социально-педагогическое явление
- № 7. Человек в процессе социализации
- Социализированность. Воспитанность
- Социальные проблемы современной семьи
- Воспитание детей в семье
- № 9. Образовательные учреждения как институты социализации личности ребенка
- Типы социально-ориентированных школ
- № 10 Факторы социализации мегафакторы социализации: космос, планета, мир
- № 11 МакрофактоРы социализацИи страна
- Общество
- Государство
- № 12 МезофактОры социализацИи человека регион
- Средства массовой коммуникации
- Субкультуры
- Тип поселения сельские поселения
- Малый город
- Поселок
- Муниципальная система социального воспитания
- № 13 МикрофактоРы социализации семейное воспитание
- Соседство
- Группы сверстников
- Религиозные организации и религиозное воспитание
- Воспитательные организации и социальное воспитание
- Контркультурные организации и диссоциальное воспитание
- Микросоциум
- № 14 Организация социального опыта
- Быт воспитательной организации
- Жизнедеятельность воспитательной организации
- Индивидуальная помощь