Культурно-исторические предпосылки возникновения
СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ
Милосердие и благотворительность как культурно-исторические традиции социально-педагогической деятельности.
Теория и практика социальной педагогики связаны с историко-культурными, этнографическими традициями и особенностями народа, зависят от социально-экономического развития государства, опираются на религиозные и нравственно-этические представления о человеке и человеческих ценностях.
История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям и особенно — к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. С принятием на Руси христианства эти традиции получили свое закрепление в различных формах милосердия и благотворительности, которые существовали на всех этапах развития российского общества и государства.
Несмотря на то, что слова «благотворительность» и «милосердие», на первый взгляд, очень близки по своему значению, они не являются синонимами. Милосердие - это готовность помочь кому-либо из человеколюбия, сострадания. Благотворительность подразумевает оказание частными лицами или организациями безвозмездной и, как правило, регулярной помощи нуждающимся людям.
Этапы развития благотворительности в России
Многие исследователи выделяют несколько этапов развития благотворительности в России.
1 этап — IХ-ХVI вв. В этот период благотворительность начиналась с деятельности отдельных лиц и церкви и не включалась в обязанности государства.
Князь Ярослав Владимирович, принявший престол в 1016 г., учредил сиротское училище, в котором обучал на своем иждивении 300 юношей. Церковь создала систему монастырей, где находили приют нищие и страждущие, обездоленные, сломленные физически и морально. Сложившаяся еще в догосударственный период традиция заботиться о ребенке всей родовой общиной преобразовалась в заботу о брошенных детях при скудельницах.
К началу XVI в., наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства. В частности, на Стоглавом Соборе в 1551 г. Иван Васильевич Грозный высказал идею о том, что в каждом городе необходимо выявлять всех нуждающихся в помощи — убогих и нищих, строить специальные богадельни и больницы, где им был бы обеспечен приют и уход.
2 этап — с начала XVII в. до реформы 1861 г. В этот период происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю призрения детства на Руси связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее — с его указом (1682 г.), в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам.
Но более всего истории известно имя великого реформатора — Петра I, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения. Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. В1706 г. открываются приюты для «зазорных младенцев», куда было приказано брать незаконнорожденных.
Благотворительная деятельность Российского императорского двора, прежде всего его женской половины, приобретает в этот период форму устойчивой традиции.
В этот же период начинают создаваться общественные организации. Так, при Екатерине II (середина XVIII в.) в Москве открывается государственно-филантропическое «Воспитательное общество». В 1842 г., также в Москве, создается опекунский совет детских приютов, который возглавляет княгиня Н.С. Трубецкая. Первоначально деятельность совета была сосредоточена на организации свободного времени бедных детей, остающихся в дневное время без присмотра родителей. Позднее при совете стали открываться отделения для сирот, а в 1895 г. — больница для детей московских бедняков.
Александр I обращает свое внимание на детей с нарушением зрения. По его приказу в Петербург был приглашен знаменитый французский учитель Валентин Гаюи, который разработал оригинальную методику обучения слепых детей. С этого времени начинают строиться учреждения для этой категории детей, а в 1807 г. открывается первый институт слепых. В этот период в России начинает развиваться определенная социальная политика и законодательство, складывается система призрения людей, и в частности — детей, нуждающихся в помощи. Церковь постепенно отходит от дел призрения, выполняя другие функции, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и защиты.
III этап — с 60-х гг. ХIХ в. до начала XX в. В этот период времени наблюдается переход от государственной благотворительной деятельности к частной благотворительности. Зарождаются общественные филантропические организации. Одна из них — «Императорское человеколюбивое общество», в котором был и сосредоточены денежные благотворительные пожертвования частных лиц, включая и особ императорской фамилии. Как и в Западной Европе, в России постепенно формировалась сеть благотворительных учреждений и заведений, налаживались и совершенствовались механизмы благотворительной помощи, которой охватывался все более широкий крут детей с разными социальными проблемами. Общественные филантропические деяния распространились и на детей с физическими недостатками. Были организованы приюты для глухонемых, слепых детей, детей-инвалидов, где их образовывали и обучали различным ремеслам в соответствии с их недугом.
Таким образом, система общественно-государственного призрения детей в России в конце XIX века представляла собой разветвленную сеть благотворительных обществ и учреждений. В этот период благотворительность принимает светский характер. Личное участие в ней воспринимается обществом как морально-нравственный поступок. Благотворительность связывается с благородством души и считается неотъемлемым делом каждого.
Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных специалистов. Начинают организовываться различные курсы, ставшие началом профессионального обучения кадров для социальных служб. «Социальная школа» была образована на юридическом факультете Психоневрологического института, где одной из кафедр была «кафедра общественного призрения» (октябрь 1911 г.). В этом же году был сделан первый набор студентов по специальности «общественное призрение». В1910 и 1914 гг. состоялись первый и второй съезды деятелей социальной сферы. Одним из важнейших направлений деятельности ученых и практиков в этот период было оказание помощи и построение системы воспитательно-исправительных учреждений, куда попадали нищие и беспризорные дети.
Вопросам исправления малолетних преступников были посвящены съезды представителей русских исправительных заведений для малолетних (с 1881 до 1911 года прошло 8 съездов),
В начале XX в. в России успешно развивалась система социальных служб. В 1902 г. действовало 11400 благотворительных учреждений, 19108 попечительских советов. В обществе сохранялось и укреплялось устойчивое положительное отношение к благотворительности.
IV этап — с 1917 г. до середины 80-х гг. XX в. Переломным моментом в развитии благотворительности в России стала Октябрьская революция 1917 г. Большевики осудили благотворительность как буржуазный пережиток, а поэтому любая благотворительная деятельность была запрещена.
Уничтожив благотворительность, государство взяло на себя заботу о социально обездоленных, число которых в результате острейших социальных катаклизмов (первой мировой войны, нескольких революций, гражданской войны) резко возросло.
Советская Россия поставила задачу борьбы с детской беспризорностью и ее причинами. Этими вопросами занимались так называемые соцвосы — отделы социального воспитания при органах власти всех уровней. В вузах Москвы и Ленинграда была начата подготовка специалистов для системы социального воспитания.
На 20-е гг. пришлось появление целой плеяды талантливых педагогов и психологов — как ученых, так и практиков, в числе которых А. С. Макаренко, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Л.С. Выготский и многие другие. Их научные труды, впечатляющие достижения в практической работе по социальной реабилитации «трудных» детей и подростков получили заслуженное международное признание.
Шацкий Станислав Теофилович (1878-1934) - советский педагог. В 1906 организовал общество «Сетлемент». С 1909 руководил обществом "Детский труд и отдых". В 1911 организовал летнюю трудовую колонию "Бодрая жизнь". В основу концепции Шацкого С.Т. легла идея "открытой" школы, центра воспитания детей в социальной среде. В 1919-1932 руководил работой 1-й Опытной станции по народному образованию наркомата просвещения РСФСР.
Педагогика Антона Семёновича Макаренко (1888-1939) социально-педагогическое открытие ХХ века. Свидетельством международного признания А.С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это – Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.
Макаренко создаёт гениальный социально-педагогический проект. Коллектив, как его понимал Антон Семёнович — это и есть реальное жизненное пространство, где осуществляется становление собственно человеческого в человеке. Подлинная личность, и даже — индивидуальность может быть выстроена только из материи общественной жизни. Принципы педагогики Макаренко: воспитание в коллективе и труде, педагогического оптимизма.
Новые социальные потрясения, связанные с Великой Отечественной войной (1941-1945 гг.), вновь обострили положение детей. Государство пытается решить их проблемы путем создания школ-интернатов для эвакуированных детей, расширения сети детских домов для детей воинов и партизан. Но наряду с этим фактически возрождается благотворительность (хотя это слово и не употребляется), которая проявляется в открытии специальных счетов и фондов. В 60- 70 гг. в педагогической науке и практике наметился явный поворот в сторону социальной педагогики, создания и развития ее организационных форм и институтов, возобновления теоретических исследований в области педагогики среды, связанных с разработкой системного подхода в обучении и воспитании.
Введение профессии «социальный педагог» в России
Глубокие социальные потрясения, происходящие в нашем обществе в последние годы, кризисное состояние экономики, культуры, образования катастрофически ухудшают условия жизни и воспитания детей. Как результат этого растет преступность среди подростков и молодежи, увеличивается количество беспризорных и безнадзорных детей, становятся социальной проблемой детский алкоголизм, детская проституция, детская наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии, и т. д.
В условиях реформирования общества изменяется и социальная политика государства. В 1990 г. Верховным Советом СССР была ратифицирована Конвенция ООН о правах ребенка. В статье 7 новой Конституции России записано, что в Российской Федерации «обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии и иные гарантии социальной защиты». Приняты многочисленные нормативные акты; Закон об образовании, Указ Президента о социальной поддержке многодетных семей, Постановление правительства о неотложных мерах по социальной защите сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.
В начале 90-х годов были приняты и начали реализовываться большие социальные программы, одна из которых «Дети России». В 1991 г. в России был официально введен институт социальной педагогики. В системе профессионального образования была утверждена новая специальность «социальная педагогика».
Вопросами социальной защиты и поддержки детства в настоящее время занимаются различные министерства и ведомства: Министерство образования и науки; Министерство труда и социального развития; Министерство здравоохранения; Министерство юстиции.
Повсеместно в стране создаются учреждения нового типа: центры социального здоровья семьи и детей, социальной реабилитации трудных подростков; открываются приюты для детей, убегающих из дома; работают социальные гостиницы и телефоны доверия и многие другие службы, оказывающие социальную, медицинскую, психологическую, педагогическую и иные виды помощи.
Возвращается в наше общество благотворительность, причем на новой законодательно закрепленной основе. Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» вызвал процесс бурного развития благотворительных фондов, ассоциаций, союзов, объединений. Организованы и действуют профессиональные ассоциации социальных педагогов и социальных работников, набирает силу волонтерское движение, оказывающее помощь и поддержку нуждающимся детям.
Социальная педагогика, ее предмет и задачи
Термин «педагогика» произошел от двух греческих слов: paidos — дитя, ребенок, ago — веду, что означает «ведущий дитя», или «детоводитель». По преданию, в Древней Греции рабовладельцы специально назначали раба, который водил их детей в школу. Его и называли paidagog. Впоследствии педагогами стали называть людей, ко-торые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки — педагогика.
Слово «социальный» (от лат. socialis) означает — общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. В этом смысле речь идет не просто о социальном развитии и воспитании человека, а о его ориентации на социальные ценности, нормы и правила общества (среды жизнедеятельности), в котором (которой) ему предстоит жить и реализовывать себя как личность.
Существуют различные определения социальной педагогики.
Социальная педагогика - это наука о воспитательных влияниях социальной среды (В.Д. Семенов, Россия). Социальная педагогика – это процесс взаимодействия человека с социумом (Г.Н.Филонов).
Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.) (А.В. Мудрик).
Основные категории социальной педагогики — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие ее главные составляющие. К ним относятся: социально-педагогический процесс, социально-педагогическая деятельность, социальное развитие, социальное воспитание, социальное обучение, социальное образование, социальная адаптация и дезадаптация, социализация, социальная реабилитация, социально-педагогическая коррекция, перевоспитание, исправление и др.
Объект и предмет социальной педагогики также имеют различные трактовки.
Объект социальной педагогики – взаимоотношения развивающейся личности и социальной среды; ребенок, имеющий проблемы в социализации.
Предмет социальной педагогики – закономерности социализации личности; социально-педагогический процесс, условия его реализации.
Содержание социальной педагогики определяется ее функциями.
Функции социальной педагогики. Социальная педагогика как отрасль знания обладает рядом функций: теоретико-познавательной, прикладной и гуманистической.
Теоретико-познавательная функция выражается в том, что социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их, вскрывает их глубинные основания.
Прикладная функция связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процесс социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах.
Гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации.
Задачи социальной педагогики:
общенаучные:
– изучение и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;
– вскрытие закономерностей социального воспитания и социализации;
– внедрение результатов социально-педагогических исследований в практику;
– разработка системы социального воспитания (методов, форм, средств, технологий);
– разработка теоретических основ подготовки социальных педагогов;
– разработка теоретико-методологических, научно-методических основ социальной педагогики;
прикладные:
– пропагандировать, просвещать, воспитывать, обучать и развивать интерес к человеку, его уникальности, правам и обязанностям в обществе;
– содействовать в реализации индивидуальности человека, его задатков и способностей;
– проводить профилактику и содействовать адаптации, реабилитации и мобилизации сил человека для преодоления негативных влияний среды;
– контролировать и корректировать исполнение намеченного.
Социальная педагогика, решая свои специфические задачи, может делать это более или менее эффективно, с одной стороны, лишь интегрируя в той или иной мере данные других отраслей человеко-и обществознания, а с другой - трактуя под своим углом зрения и широко используя достижения различных отраслей педагогики.
Социальная педагогика и другие отрасли педагогического знания.
Разрабатывая свой круг проблем, социальной педагогике необходимо широко опираться на историю педагогики (изучающую развитие педагогических идей и теорий), историю воспитания (в ней идет речь о том, как складывалась практика воспитания на различных этапах развития человечества в целом и в отдельных странах, обществах, государствах в частности), сравнительную педагогику (изучающую теорию и практику воспитания в зарубежных странах на современном этапе).
Весьма важны и взаимополезны тесные теоретические и исследовательские взаимосвязи социальной педагогики с семейной, конфессиональными и коррекционной педагогиками.
Социальная педагогика очень тесно связана с теми отраслями педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные организации различного типа. Имеются в виду дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика закрытых учреждений различного типа, педагогика детских и юношеских организаций, клубная педагогика, педагогика среды, военная педагогика, производственная педагогика, педагогика временных объединений, педагогика социальной работы и др.
Социальная педагогика и другие отрасли человеко- и обществознания.
Философия и социальная педагогика. Философия ставит коренные вопросы человеческого бытия и, пытаясь дать на них ответы, вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека.
Социальная педагогика, в частности ее раздел «Философия социального воспитания», исследуя свои проблемы, с большей или меньшей мерой осознанности исходит из определенных взглядов на человека и его воспитание. В этих взглядах всегда можно обнаружить те или иные философские основания.
Этика и социальная педагогика. Этика анализирует общие законы развития моральных представлений и отношений, а также регулируемые ими формы морального сознания людей и их моральную деятельность.
Социальная педагогика использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и разрабатывая методы воспитания, исследуя проблемы межличностного взаимодействия и другие вопросы философии, теории и методики социального воспитания.
Социология и социальная педагогика. Социология - наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей.
Социология социального воспитания, изучая проблему социализации, использует данные ряда отраслей социологического знания: социологии возраста, социологии города и деревни, социологии досуга, социологии массовой коммуникации, социологии молодежи, социологии морали, социологии образования, социологии преступности, социологии религии, социологии семьи.
Разрабатывая проблемы теории и методики социального воспитания, социальная педагогика принимает во внимание данные социологии, характеризующие социальный контекст, в котором осуществляются воспитание, анализ особенностей, свойственных различным регионам и типам поселений, ценностных ориентации отдельных возрастных и социально-профессиональных групп населения.
Этнография, этнопсихология и социальная педагогика. Этнография изучает бытовые и культурные особенности народов. Этнопсихология - отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т. д. Социология и психология социального воспитания используют данные об этнических особенностях возрастной периодизации жизненного пути человека, о факторах, определяющих положение людей того или иного возраста и пола в этносе; об этнической специфике и закономерностях социализации и воспитания; о каноне человека в различных этносах и т.д.
Разрабатывая теорию социального воспитания, принимаются в расчет данные этнографии и этнопсихологии. Этнические особенности необходимо учитывать при определении конкретных задач и содержания воспитания, при построении системы и особенно в конструировании форм и методов социального воспитания. При этом целесообразно аккумулировать сложившиеся в этносе и оправдавшие себя адекватные общечеловеческим принципам воспитания способы воспитания и использовать их в системе социального воспитания в рамках данного этноса. Кроме того, имеет смысл искать способы в возможных и разумных рамках интенсифицировать или нивелировать и компенсировать некоторые этнические особенности социализации и воспитания.
Социальная и возрастная психология и социальная педагогика. Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Возрастная психология изучает возрастные особенности и динамику психики человека, а также возрастные факторы развития личности. Социальная педагогика использует данные социальной и возрастной психологии, исследуя проблемы социализации и виктимологии, разрабатывая психологию и методику социального воспитания.
Разделы социальной педагогики.
Социальная педагогика как отрасль знания включает ряд разделов.
Философия социального воспитания разрабатывается на стыке философии, этики, социологии и педагогики. В ней рассматриваются фундаментальные методологические и мировоззренческие вопросы. В частности, дается трактовка сущности социального воспитания и его задач; на основе определенного понимания образа человека разрабатываются общие подходы к соотношению развития, социализации и воспитания; определяются ценности и принципы социального воспитания и т.д.
Социология социального воспитания исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации. Полученные знания создают возможность поиска путей и способов использования их воспитательных потенций, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации. А в целом, знания, полученные социологией социального воспитания, могут стать основой поисков путей интеграции воспитательных сил общества.
Социально-педагогическая виктимология исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, в ней определяются направления социальной и педагогической помощи им.
Теория социального воспитания описывает, объясняет и прогнозирует функционирование социального воспитания. Исходя из положений философии социального воспитания, учитывая данные социологии социального воспитания и социально-педагогической виктимологии, теория социального воспитания, например, исследует: что представляют собой индивидуальные, групповые и социальные субъекты социального воспитания и как они между собой взаимодействуют; содержание жизнедеятельности воспитательных организаций; содержание и характер индивидуальной помощи человеку и т.д.
Психология социального воспитания на основе социально-психологических характеристик групп и человека, их особенностей на различных возрастных этапах выявляет психологические условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания.
Методика социального воспитания отбирает из практики и конструирует новые способы целесообразной организации социального воспитания.
Экономика и менеджмент социального воспитания исследуют, с одной стороны, потребности общества в определенном качестве «человеческого капитала», а с другой - экономические ресурсы общества, которые могут быть использованы для организации социального воспитания. Кроме того, в этом разделе рассматриваются вопросы управления социальным воспитанием.
№ 2.
- Вопросы к гак для студентов озо, обучающихся по специальности «Социальная педагогика»
- № 1. Социальная педагогика – общественная наука и сфера практической деятельности
- Культурно-исторические предпосылки возникновения
- Принципы социальной педагогики
- Принцип гуманистической направленности воспитания
- Принцип природосообразности воспитания
- Принцип культуросообразности воспитания
- Принцип вариативности социального воспитания
- Принцип коллективности социального воспитания
- Принцип центрации социального воспитания на развитии личности
- Принцип диалогичности социального воспитания
- Принцип незавершимости воспитания
- Принцип дополнительности в социальной педагогике
- Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуализации воспитания).
- Принцип социальной адекватности воспитания
- Принцип ориентации на позитив, положительное в характере и поведении ребенка
- Принцип социального закаливания
- Развитие ребенка в социуме
- Методы социального воспитания
- Социально-педагогическая деятельность.
- Специфика профессиональной деятельности социального педагога
- Структура профессиональной социально-педагогической деятельности
- № 6. Процесс социализации как социально-педагогическое явление
- № 7. Человек в процессе социализации
- Социализированность. Воспитанность
- Социальные проблемы современной семьи
- Воспитание детей в семье
- № 9. Образовательные учреждения как институты социализации личности ребенка
- Типы социально-ориентированных школ
- № 10 Факторы социализации мегафакторы социализации: космос, планета, мир
- № 11 МакрофактоРы социализацИи страна
- Общество
- Государство
- № 12 МезофактОры социализацИи человека регион
- Средства массовой коммуникации
- Субкультуры
- Тип поселения сельские поселения
- Малый город
- Поселок
- Муниципальная система социального воспитания
- № 13 МикрофактоРы социализации семейное воспитание
- Соседство
- Группы сверстников
- Религиозные организации и религиозное воспитание
- Воспитательные организации и социальное воспитание
- Контркультурные организации и диссоциальное воспитание
- Микросоциум
- № 14 Организация социального опыта
- Быт воспитательной организации
- Жизнедеятельность воспитательной организации
- Индивидуальная помощь