Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуализации воспитания).
В основе принципа лежит принятие человека со всеми его особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками. Человек — это особый индивидуальный мир со своим содержанием, возможностями развития, воспитания и взаимодействия со средой жизнедеятельности. Отсюда следует, что в работе с конкретным человеком необходим особый подход, способы и методики социально-педагогической деятельности, обеспечивающие наиболее полную реализацию его индивидуального социального потенциала в развитии и воспитании. Сущность принципа заключается в том, что социально-педагогическая деятельность ориентируется, строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта, его социальной обусловленности и в его интересах.
Реализация требований принципа личностного, индивидуального подхода обеспечивается учетом следующих рекомендаций:
— человека (группу) нужно хорошо узнать перед началом работы с ним (с ней). Этому способствует начальная (первичная) диагностика, стремление социального педагога наиболее полно понять индивидуальные особенности объекта. Особое значение имеет личный опыт специалиста, его способность при первой встрече максимально оценить своеобразие человека и строить свою деятельность с ним на основе познаваемой индивидуальности;
— предусматривать особенности начального этапа работы с человеком, когда происходит адаптация и его, и социального педагога к процессу социально-педагогической деятельности и друг к другу;
— учитывать состояние объекта и динамику его изменения в процессе работы с ним. Уметь проявлять гибкость в этой работе с учетом изменяющегося состояния объекта и потребностей реализационной деятельности;
— стремиться создавать наиболее «комфортные» условия для человека в процессе социально-педагогической работы с ним.
Условиями реализации принципа индивидуализации являются:
• мониторинг изменений индивидуальных качеств в ребенке;
• определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребенка;
• выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;
• учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;
• предоставление возможности учащихся в самостоятельном выборе способов участия во внеучебной деятельности, а также выборе сферы дополнительного образования.
В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
— работа, проводимая с группой учеников, должна ориентироваться на развитие каждого из них;
— успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;
— осуществляя выбор воспитательного средства, необходимо пользоваться только информацией об индивидуальных качествах;
—на основе взаимодействия с учеником педагог должен вести поиск способов коррекции его поведения;
—постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка определяет совокупность воспитательных средств, используемых педагогами.
- Вопросы к гак для студентов озо, обучающихся по специальности «Социальная педагогика»
- № 1. Социальная педагогика – общественная наука и сфера практической деятельности
- Культурно-исторические предпосылки возникновения
- Принципы социальной педагогики
- Принцип гуманистической направленности воспитания
- Принцип природосообразности воспитания
- Принцип культуросообразности воспитания
- Принцип вариативности социального воспитания
- Принцип коллективности социального воспитания
- Принцип центрации социального воспитания на развитии личности
- Принцип диалогичности социального воспитания
- Принцип незавершимости воспитания
- Принцип дополнительности в социальной педагогике
- Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуализации воспитания).
- Принцип социальной адекватности воспитания
- Принцип ориентации на позитив, положительное в характере и поведении ребенка
- Принцип социального закаливания
- Развитие ребенка в социуме
- Методы социального воспитания
- Социально-педагогическая деятельность.
- Специфика профессиональной деятельности социального педагога
- Структура профессиональной социально-педагогической деятельности
- № 6. Процесс социализации как социально-педагогическое явление
- № 7. Человек в процессе социализации
- Социализированность. Воспитанность
- Социальные проблемы современной семьи
- Воспитание детей в семье
- № 9. Образовательные учреждения как институты социализации личности ребенка
- Типы социально-ориентированных школ
- № 10 Факторы социализации мегафакторы социализации: космос, планета, мир
- № 11 МакрофактоРы социализацИи страна
- Общество
- Государство
- № 12 МезофактОры социализацИи человека регион
- Средства массовой коммуникации
- Субкультуры
- Тип поселения сельские поселения
- Малый город
- Поселок
- Муниципальная система социального воспитания
- № 13 МикрофактоРы социализации семейное воспитание
- Соседство
- Группы сверстников
- Религиозные организации и религиозное воспитание
- Воспитательные организации и социальное воспитание
- Контркультурные организации и диссоциальное воспитание
- Микросоциум
- № 14 Организация социального опыта
- Быт воспитательной организации
- Жизнедеятельность воспитательной организации
- Индивидуальная помощь