logo
Ekzamen_po_pedagogike-2

39. Возникновение и развитие педагогической профессии

Профессия педагога считается вечной, т.к. с момента своего возникновения чел-к испытывал потребность учить и учиться, т.е. передавать социально значимые знания и умения от старшего поколения к младшему. Пед деят-ть возникает приблизительно 35 — 40 тыс. лет назад параллельно с выделением семьи как ячейки общества. Первыми «воспитателями» были наиболее дряхлые старые, раненные члены племени, которые не могли участвовать в процессе добывания пищи. В последствие передачей трудовых навыков начинают заниматься люди наиболее умелые рассказывать, показывать, объяснять. Педагогика как наука говорит о выделении воспитания как вида деят-ти с момента, когда образованием молодежи начинают занимать спец. люди, наиболее умелые в процессах рассказа, объяснения и т.д., которые не участвуют в других видах деят-ти, т.е. воспитание становится их основной обязанностью. Воспитание у древних людей связано с передачей трудовых навыков, оно носит общественный характер. С возникновением классового разделения появляются различия в воспитании бедных и богатых. Традиционно различается воспитание мальчиков и девочек. Само слово «воспитание» происходит от слова «питать, подпитывать», т.е. формировать личность постепенно. Само слово «педагогика» происходит: «пайд» - дитя, «логос» - веду, т.е. детоводство или детяводство. Самое раннее название человека, который занимался воспитанием в Спарте — педаномы. В Др. Риме педагогами называли рабов, которые сопровождали детей на занятия, в гимнастические залы и др. современное понятие педагогики формируется на рубеже XVII-XVIII в.в.

Русское слово «учитель» первоначально связано с ремеслом. Учитель учил подмастерьев. Самые первые школы как учреждения для обучения возникли в Междуречье (р. Евфрат и р. Тигра) в шумерском гос-ве. Эти школы назывались эддубы или «дома табличек». Эти школы имели строго иерархическое строение. Во главе школы стоял отец школы, чуть ниже его — держатель хлыста (поддержание дисциплины). В такой школе могли обучаться до 3-х групп учеников. Обучение ведут 3-5 учителей и до 10 помощников учителя. В шумерском гос-ве существовала клинопись. Помощники учителя делали глиняные таблички для обучения. В школах учились не только читать и писать, но и изучали ботанику, астрономию, геометрию, а также сборники математических задач с ответами, делали книги, связывая несколько глиняных табличек. В начале дня — устный урок, затем письменный урок, потом перерыв и еще раз устный и письменный уроки. Если опоздал, то держатель хлыста долго и больно бил.

Еще один пример раннего обучения — древнеиндийская модель индивидуального обучения у мудреца гуру. Такую форму обучения позволяли себе достаточно обеспеченные люди. На 7 году ребенка отдавали гуру, которые жили в монастыре или отшельниками. Ребенок отдавался на 12, 24, 36, 48 лет или до смерти гуру. Основная задача ребенка - повторить собою учителя. У гуру могло быть до 12 учеников. Когда ученик считал возможным высказать свое мнение и гуру давал ему слово, то его обучение считалось законченным. Иная система образования в Китае. Индивидуальная система обучения. Учитель, передавая знания ребенку, старается сформировать у ребенка личную позицию, а не учителя. Китайский ученик не имеет авторитета, у него безграничный простор самосовершенствования. Главное — создание возможности для максимального саморазвития личности. Древнекит. и древнеинд. обучение объединяет то, что процесс обучения основывается на логическом мышлении (рассуждении). Часто информация предоставляется в словесной форме и требуется просто повторить ее (это свойственно для всех ранних школ).

На Руси основной задачей воспитания является передача проф. умений до XVIII в. — учеба ради того, чтобы качественно делать, хотя идеал образованности привлекателен, и в произведениях устного народного творчества образованный человек считается хорошим. Ранние формы обучения дает нам прообраз и современного экзамена. Своими корнями он уходит в древний обряд инициации — посвящение во взрослых. В Др. Китае перед выпуском — спор с мудрецом, в Спарте — поймать 7 рабов, у древних людей - убить косулю.

В конце XVI века впервые в общеевропейской капитулярии наук (1548г.) появляется слово «педагогика». Теоретическое обоснование педагогики как науки связано с жизнью и деятельностью Яна Амоса Коменского. Он написал первый пед. труд «Великая дидактика», в которой и характеризует новую науку — педагогику, ее цели, принципы и содержание. Коменский пишет: «профессия педагога почетна как никакая другая под солнцем…»