logo
Ekzamen_po_pedagogike-2

46. Педагогическая оценка и ее роль в учебно-воспитательном процессе.

Анализ и оценка учебно-воспитательного процесса может осуществляться самим педагогом, либо лицом, выполняющим контрольную функцию при посещении занятий. Для выполнения этой работы используются параметры и критерии, составленные для основных  профессиональных функций педагога. Это позволяет оценить не только методические особенности учебно-воспитательного процесса, но и уровень профессионального мастерства педагогов.

Критерии оценки: НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ.  Отсутствие у учащихся интереса к учебной программе, что  выражается  в систематической недокомплектации объединения. Открытые конфликты с учащимися на занятиях и с коллегами. КРИТИЧЕСКИЙ.  Устойчивый интерес к предмету имеют отдельные воспитанники. Наличие  проблемы с набором  детей в объединении. При возникающих конфликтах на занятиях педагог находит решение для выхода из них. УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ.  Часть учащихся имеет устойчивый интерес к программе, но все-таки есть проблемы с набором детей в объединение. Отсутствие конфликтов с обучающимися на занятиях. ХОРОШИЙ.  Большинство детей  объединения имеют устойчивый интерес к программе. Продолжительность обучения детей в объединении соответствует срокам учебной программы. На занятиях проявляется уважительные взаимоотношения педагога и воспитанников. ВЫСОКИЙ.  Уважительные взаимоотношения педагога и воспитанников. Организовано сотрудничество с группой учащихся. ОПТИМАЛЬНЫЙ.  Уважительные взаимоотношения педагога и воспитанников. Организовано сотрудничество с группой учащихся и сотворчество с отдельными воспитанниками.

Проверка и оценка знаний — составная часть процесса обучения, осуществляется путем систематического контроля за учебной деятельностью учащихся, на уроках и дома с помощью устных, письменных, графических и практических заданий и непосредственного наблюдения за их работой.

С помощью проверки и оценки выявляются знания, которые усвоили школьники на каждом этапе обучения, достижения и недостатки в подготовке учащихся, эффективность работы учителя, выставляются текущие, четвертные и годовые отметки, проходит аттестация учащихся, перевод их из класса в класс, определяется готовность к дальнейшему обучению.

От того, как осуществляются проверка и оценка знаний во многом зависит дисциплина на уроке, отношение учащихся к обучению, домашней, классной и внеклассной работе, и формирование таких важнейших качеств личности школьника, как самостоятельность, инициатива, трудолюбие.

Роль проверки и оценки знаний выходит далеко за рамки отношений между учителем и учениками Эффективность различных методов и форм обучения, качество учебников и методических разработок, доступность содержания образования, интерес к предмету самым тесным образом связаны с этими вопросами.

Многосторонняя значимость педагогической оценки под стать и сложной деятельности педагога, оценивающего результаты обучения. Многие начинающие учителя признают самой сложной из своих функций оценку и проверку знаний. Но и наличие стажа не снимает трудностей.

Проверка и оценка знаний выполняют контролирующую, обучающую, образовательную, воспитывающую, корректирующую и информационную функции.

Контролирующая функция состоит в выявлении знаний, умений и навыков учащихся, усвоенных на каждом этапе обучения, для определения готовности их к дальнейшему обучению.

Обучающая и образовательная функции в том, что ученик не только отвечает на вопросы учителя и выполняет его задания, но и осмысливает ответы товарищей, вносит в них коррективы, что способствует развитию познавательных способностей учащихся.

Воспитывающая функция проверки и оценки проявляется в систематическом контроле за учебной деятельностью школьников, повышает ответственность учащихся за выполняемую работу, приучает трудиться, самостоятельно решать поставленные учителем задачи, правильно оценивать свои учебные возможности.

Учитель не просто регистрирует знания учащихся, а на основе анализа достижений каждого школьника имеет возможность корректировать весь учебно-воспитательный процесс, информировать родителей и общественность об успехах или недостатках обучения.

Контроль за учебной деятельностью школьников на всех этапах обучения должен быть регулярным и систематическим, охватывать основные разделы учебной программы, обеспечивать проверку усвоения теоретических знаний, формирования интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся; включать разнообразные формы и методы проведения; проводиться дифференцированно с учетом специфики учебного предмета и индивидуальных особенностей учащихся; быть объективным, основанным на глубоком знании каждого ученика.