44. Внушение как метод педагогического воздействия. Технология внушения.
Внушение - психологическое воздействие, которое отличается сниженной аргументацией, принимается при сниженной степени осознанности и критичности.
Суть внушения состоит в том, что в психику внушаемого (суггеренда) вводится установка, направленная на изменение психической деятельности, которая становится его внутренней установкой, регулирующей психическую и физическую активность при той или иной степени автоматизма [3].
В.Н. Куликов рассматривает следующие виды внушения: преднамеренное и непреднамеренное, положительное и отрицательное, прямое и косвенное.
Суггестор (в данном случае в его роли выступает педагог) преднамеренно, целенаправленно, сознательно внушает, точно зная, что он хочет внушить. При непреднамеренном внушении педагог не преследует цель внушить ту или иную мысль, действие, поступок. Такое внушение нередко имеет место в деятельности педагогов, родителей и приводит далеко не к тем результатам, которые они перед собой ставят. Приведем примеры. Опасение за здоровье ребенка звучит в репликах: «Отойди от форточки, простудишься!» (внушается физическая слабость, нездоровье, ребенок и в самом деле может заболеть). Нередко педагог, упрекая ребенка в лени, упрямстве или недогадливости, внушает ему эти качества. Замечено, что результат непреднамеренного внушения тем сильнее, чем выше у ребенка предрасположенность к тому, что внушается [3].
Различают положительное и отрицательное внушение в зависимости от того, какие психологические свойства по содержанию с точки зрения морали внушаются. Чаще всего отрицательные свойства внушаются непреднамеренно, преднамеренно вводятся установки положительного содержания. По способу воздействия выделяются прямое и косвенное внушение. Прямое внушение - внушение, при котором суггестор дает свои распоряжения прямо, открыто. Цель внушения, так же как при убеждении, не скрывается («Я думаю, ты теперь всегда будешь прилежно готовить уроки»), В школьной практике используются две разновидности прямого внушения: команда, приказ и внушающее наставление [6]. Приказы применяются в ситуациях, требующих безоговорочного принятия и исполнения: «Встаньте!», «Уберите учебники со стола!». Такие фразы произносятся тоном, не допускающим возражения.
Внушающие наставления применяются в виде лаконичных фраз, так называемых формул внушения, которые произносит педагог, вводя установку в психику ученика: «Я могу и хочу хорошо учиться!». Как показывают результаты экспериментов, внушающее наставление способно изменить отношение школьников, дать первый импульс к преодолению пассивности, лени, безразличию.
При косвенном внушении цель внушения закрыта от внушаемого (суггеренда). В педагогической практике чаще встречаются ситуации, в которых целесообразнее воздействовать на ученика не разъяснением или категорическим требованием, а применяя косвенное внушение. Оно считается более эффективным, чем прямое внушение. Разновидности косвенного внушения: внушение через запрет, внушение через противопоставление и внушение доверием.
Суть внушения через запрет состоит в том, что воспитаннику запрещается совершить какое-либо действие без указания причины запрета. В результате совершается действие, противоположное запрещаемому. Эффективность внушения через запрет зависит от степени негативизма внушаемого.
Существует несколько методов внушения. Как правило все они используются для укрепления здоровья и настроя на позитив человека или группы людей, которые являются объектом внушения.
- 1.Предмет и основные категории педагогики. Связь педагогики с другими науками. Система педагогических наук.
- 3. Роль и место учителя в различные исторические периоды. Спектр педагогических специальностей.
- В данный период проявлялся традиционный характер ориентации детей на воспроизводство деятельности взрослых, опыт которых был сравнительно невелик.
- 4. Педагогическое общение педагогический такт.
- 5. Основные направления государственной политики в области образования.
- 6. Целостный педагогический процесс. Закономерности, противоречия педагогического процесса.
- 7.Образовательная система России.
- 8. Государственно-общественная система управления образованием.
- 9. Формы получения образования. Единство образования и самообразования.
- 10. Цели и ценности образования.
- 11. Развитие, воспитание и формирование личности.
- 12. Роль учителя в воспитании подростающего поколения; функции учителя.
- 13. Понятие и структура личности.
- 14. Факторы развития личности. Их учет в решении педагогических проблем.
- 15. Методы научно-педагогических исследований.
- 16. Принципы педагогического процесса.
- 17. Сущность педагогической деятельности. Цели, задачи, виды и специфика професссиональной деятельности педагога.
- 18. Структура педагогической деятельности
- 19.Профессиональные требования к личности педагога.
- 21.Структурные компоненты педагогической культуры и их характеристика.
- 22. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство.
- Педагогическое мастерство
- 23. Проблемы изучения и распространения передового педагогического опыта.
- Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта
- 24. Новаторская деятельность педагога. Критерии оценки новаторства в педагогике.
- 25. Самовоспитание- путь профессионально-личностного становления и развития педагога.
- 26. Основные направления и методы самообразовательной деятельности учителя.
- 27. Роль педагогической техники в деятельности учителя.
- 28. Методы и средства профессионального самовспитания.
- 29. Методологическая культура педагога.
- 30. Движущие силы и логика образовательного процесса.
- 31. Педагогическое мастерство, новаторство и творчество.
- 32. Основные категории педагогики. Связь между ними.
- 33. Воспитание, структура, содержание, методы
- 34. Педагогическое умение учителя.
- 35. Роль педагога в современном обществе. Пути овладения профессией учителя.
- 36. Характеристика профессиональной компетентности
- 37. Основные направления модернизации образования.
- 38. Педагогические учебные заведения.
- 39. Возникновение и развитие педагогической профессии
- 40. Взаимосвязь педагогических способностей, такта и авторитета учителя.
- 41. Стили педагогического общения. Педагогический такт учителя.
- 42. Ситуация успеха и технологические правила ее создания.
- Технология создания ситуации успеха на уроке.
- 43. Требование как стимул поведения и метод педагогического воздействия. Технология его предъявления.
- 44. Внушение как метод педагогического воздействия. Технология внушения.
- Метод словесного внушения.
- Метод мысленного внушения.
- Метод метафизического внушения.
- Метод духовного воздействия.
- 45. Убеждение как метод педагогического воздействия. Технология убеждения.
- 46. Педагогическая оценка и ее роль в учебно-воспитательном процессе.
- Цели и задачи проверки и оценки знаний
- 47. Структура оценочной деятельности и технология реализации педагогической оценки.
- 48. Характеристика и анализ развития педагогических конфликтов. Технология разрешения педагогических конфликтов.
- 1. Объективные причины педагогических конфликтов:
- 2. К субъективным причинам относятся:
- Виды педагогических конфликтов]