logo
Ekzamen_po_pedagogike-2

Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта

Передовой педагогический опыт фиксируют в процессе внутришкольного контроля на педагогических чтениях, конференциях и т.д. Чтобы он стал достоянием массовой практики, его нужно изучать и обобщать, предусматривающий следующие этапы работы: а) определение педагогической проблемы и объекта изучения. На этом этапе формулируют тему опыта, обосновывающие его актуальность, формируют группу для его изучения, б) предварительное изучение опыта. Этот этап предполагает предварительное ознакомление с объектом опыта через посещение учебных занятий, беседы с педагогами, изучение школьной документации. На этой основе определяют идеи передового опыта, уточняют методы его изучения, в) теоретическая подготовка. Лица, которые изучают передовой опыт, должны знать существующие теоретические и методические положения по этой проблеме, что позволит определить степень новизны опыта, выяснить педагогические условия, обеспечивающие его результативность г) основное изучения опыта. На этом этапе собирают эмпирический материал, изучают отдельные звенья учебно-воспитательного процесса, организуют контрольные экспертизы (срезы). Собранный материал классифицируют на типичный и случаен, потому его систематизируют и обобщают. Эта работа заключается в аргументации и подкреплении эмпирическим материалом сформулированных на этапе теоретической подготовки исходных теоретических положений. В процессе систематизации и обобщения опыта именно эти положения являются основой определения его основных идей, выработка методических рекомендаций по решению исследуемой проблемы, оценка перспективности опыта.

Формами и методами воплощения передового опыта являются: открытые уроки и другие занятия; устные сообщения результатов изученного, обобщение передового педагогического опыта в выступлениях педагогов в школе, на совещаниях, курсах, семинарах представителей народного образования; письменные сообщения результатов изученного, обобщение передового педагогического опыта в форме методических писем, методических разработок, статей в газетах и журналах, издание брошюр, монографий, сборников материалов конференций и семинаров; наглядно-демонстрационное популяризация передового педагогического опыта — организация выставок, специальные стенды при методкабинета и др.

Действенность передового педагогического опыта обеспечивает органичное взаимодействие педагогической науки и школьной практики, предостерегает учителей от случайностей и ошибок в поисках новых методов обучения и воспитания.

В опыте педагогов-новаторов четко прослеживаются индивидуальные признаки, которые отличают их педагогическую деятельность, раскрывают индивидуальность. Немало в их работе и общих признаков. В своей основе они имеют такие идеи педагогики сотрудничества: использование разнообразных отношений в коллективе с воспитательной целью; обдумывания форм и методов работы с таким расчетом, чтобы дети взаемовиховувалися; привития учащимся умение анализировать свою деятельность и отношения; единство педагогов и учащихся в учебно-воспитательном процессе , обучение без принуждения; оптимистический взгляд на ученика, его возможности формирование у учащегося объективной самооценки и восприятие окружающей действительности.