11. Развитие, воспитание и формирование личности.
Человек как часть природы, как высшее звено эволюции наделен естественными жизненными силами. Однако главное в человеке – это его личность. Педагогика изучает и выявляет закономерности наиболее эффективного развития личности ребенка в специально организованных условиях.
Личность есть неповторимая комбинация взятых в единстве антропологических и социально-психологических характеристик человека.
Личность соединяет в себе соматическую структуру, тип нервной деятельности, познавательные, эмоциональные и волевые процессы, потребности и направленность, проявляющиеся в переживаниях, суждениях и поступках.
Если целью педагогики является, согласно классической формуле К.Д. Ушинского, воспитание человека во всех отношениях, то для этого необходимо изучить человека во всех отношениях. Чтобы правильно воспитывать, нужно знать, как развивается ребенок, как формируется его личность.
Говоря о развитии, воспитании и формировании личности, необходимо учитывать, что понятия эти взаимосвязаны, дополняют друг друга.
Под развитием личности понимается качественное изменение ее свойств, переход от одного качественного состояния к другому. Можно сказать, что развитие – это реализация внутренних присущих задатков, свойств человека.
Выше говорилось о том, что воспитание есть процесс целенаправленного формирования личности.
В свою очередь формирование личности – это процесс становления человека под воздействием тех общественных отношений, в которые он вступает; овладение человеком системой знаний, представлений о мире, трудовыми навыками. В ходе формирования личности происходит воздействие совокупности факторов: объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних. Как видим, хотя воспитание и занимается формированием личности, но формирование личности может происходить и помимо воспитательного процесса. Воспитание не может устранить или отменить действие многих факторов становления личности, которые вообще не зависят от людей. Тогда возникает вопрос: может ли воспитатель воздействовать на процесс формирования личности?
Ответ может быть двояким. Либо надо отыскать такие средства воспитания, которые могли бы быть в руках воспитателя и которые были бы способны преодолевать действие других факторов, не зависящих от воспитателя. Либо надо отыскать такие средства, с помощью которых воспитатель мог бы воздействовать на факторы формирования личности, овладеть законами, по которым действуют эти факторы, и таким образом направлять их действие в желательном направлении.
Первый путь по существу не подтверждается практикой. Многие теоретики долго и упорно искали такие средства, которые могли бы отменить действие законов формирования человека. Остается второй и единственный путь – познать законы действия решающих факторов формирования человеческой личности, научиться управлять теми из них, которые зависят от воли и сознания человека, и учитывать те, которые не зависят от воли и сознания людей, действуют стихийно.
Под факторами понимаются те противоречия, которые становятся движущей силой развития человека. Примером может служить противоречие между поведением, которое свойственно ребенку, и теми нормами морали общества, которыми он должен овладеть. Одним из средств разрешения этого противоречия становятся определенные методы воздействия на сознание, чувства и волю ребенка. Воспитание становится фактором формирования планируемых качеств личности.
Среда несет ребенку по преимуществу неорганизованные влияния, действующие стихийно и нецеленаправленно. Поэтому полагаться на воздействие одной только среды, даже самой благоприятной для формирования человека, – значит рассчитывать на успех весьма сомнительный, призрачный, ненадежный. Это привело бы к самотеку, к растворению процесса развития личности в общем потоке стихийных, неорганизованных влияний жизни, различных средовых сфер.
Отношения, в которые вступает ребенок со средой, всегда опосредованы взрослыми. Всякая новая ступень, в развитии личности есть одновременно новая форма связи ребенка со взрослыми, подготовлена взрослыми.
Вот почему воспитание выступает как ведущий, исключительно глубокий и действенный фактор формирования личности, как организованное, направленное развитие.
Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей. Там, где есть воспитание, на полную мощность используются положительные влияния среды. Там, где есть воспитание, ослабляются отрицательные влияния среды (распущенность, пьянство родителей, грубость педагогов, агрессивность сверстников и т.п.), у детей формируется нравственная стойкость против неблагоприятных воздействий среды. Там, где есть воспитание, достигаются единство и согласованность всех, осуществляющих воздействие на учащихся (школа, семья, внешкольные учреждения, общественность). Там, где есть воспитание, ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию. С возникновением этого нового субъективного фактора ребенок становится соучастником воспитания и развития себя как личности.
Воспитание «проектирует» личность, преднамеренно и планомерно поднимает ее на новую ступень, движет ее в заданном направлении. Воспитание ориентируется не только на уже достигнутый уровень развития, но и на те особенности, процессы, свойства личности, которые находятся в стадии становления, если воспитание приурочивается к зонам ближайшего развития (Л.С. Выготский).
Развитие личности идет через собственную деятельность ребенка по освоению окружающей действительности. Поэтому воспитание предполагает организацию жизни и деятельности детей. В процессе игровой, учебно-познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, технической и других видов деятельности по мере постоянного/их обогащения и преобразования на основе общения с людьми ребенок совершает переход от подражания, от действий по образцу, как самых простых проявлений активности, к самостоятельным способам деятельности, к творческой активности, к самовоспитанию.
По существу, деятельность – это ведущий фактор формирования личности, но при этом успешность развития ребенка зависит и от его собственных усилий, от интереса к различным видам деятельности, от самостоятельности и работоспособности ребенка.
Воспитание определяет развитие человека и в то же время зависит от развития, исходит от него. Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь.
Какие основные закономерности вытекают из анализа факторов развития и формирования личности?
В самом общем виде формирование личности ребенка можно определить как процесс социализации, т.е. усвоение социального опыта. Человек на основе социального общения и деятельности обособляется в особую социально-психологическую систему. Личность в полном смысле этого слова начинается тогда, когда из всего социально-психологического материала, ставшего личным достоянием индивида, формируется особым образом организованная система, которая обладает индивидуальностью, известной автономией, способностью к саморегуляции, избирательным отношением к социальной среде.
Оставаясь общественным существом, человек вместе с тем выступает как некоторый особенный индивид со своим внутренним миром, со своими особыми психологическими качествами и свойствами. На каждом уровне своего развития ребенок, занимая определенное место в системе доступных ему общественных отношений, выполняет определенные функции и обязанности. Овладевая необходимыми для их выполнения знаниями, общественно выработанными нормами и правилами поведения, ребенок формируется как общественное существо, как личность. Формирование личности – есть расширение круга отношений ребенка с действительностью, постепенное усложнение форм деятельности и общения с людьми.
Во взаимодействии ребенка со все более усложняющимися условиями его существования внешние требования постепенно становятся внутренними детерминантами его деятельности и поведения. Через отношения к другим людям человек становится личностью. Осознавая внешние требования общества, детского коллектива, принимая их, он делает их внутренними требованиями к самому себе, к своему поведению. Иначе говоря, на определенном этапе развития личности вступает в силу закономерность, которая обозначается как саморегуляция, самосознание,самовоспитание.
- 1.Предмет и основные категории педагогики. Связь педагогики с другими науками. Система педагогических наук.
- 3. Роль и место учителя в различные исторические периоды. Спектр педагогических специальностей.
- В данный период проявлялся традиционный характер ориентации детей на воспроизводство деятельности взрослых, опыт которых был сравнительно невелик.
- 4. Педагогическое общение педагогический такт.
- 5. Основные направления государственной политики в области образования.
- 6. Целостный педагогический процесс. Закономерности, противоречия педагогического процесса.
- 7.Образовательная система России.
- 8. Государственно-общественная система управления образованием.
- 9. Формы получения образования. Единство образования и самообразования.
- 10. Цели и ценности образования.
- 11. Развитие, воспитание и формирование личности.
- 12. Роль учителя в воспитании подростающего поколения; функции учителя.
- 13. Понятие и структура личности.
- 14. Факторы развития личности. Их учет в решении педагогических проблем.
- 15. Методы научно-педагогических исследований.
- 16. Принципы педагогического процесса.
- 17. Сущность педагогической деятельности. Цели, задачи, виды и специфика професссиональной деятельности педагога.
- 18. Структура педагогической деятельности
- 19.Профессиональные требования к личности педагога.
- 21.Структурные компоненты педагогической культуры и их характеристика.
- 22. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство.
- Педагогическое мастерство
- 23. Проблемы изучения и распространения передового педагогического опыта.
- Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта
- 24. Новаторская деятельность педагога. Критерии оценки новаторства в педагогике.
- 25. Самовоспитание- путь профессионально-личностного становления и развития педагога.
- 26. Основные направления и методы самообразовательной деятельности учителя.
- 27. Роль педагогической техники в деятельности учителя.
- 28. Методы и средства профессионального самовспитания.
- 29. Методологическая культура педагога.
- 30. Движущие силы и логика образовательного процесса.
- 31. Педагогическое мастерство, новаторство и творчество.
- 32. Основные категории педагогики. Связь между ними.
- 33. Воспитание, структура, содержание, методы
- 34. Педагогическое умение учителя.
- 35. Роль педагога в современном обществе. Пути овладения профессией учителя.
- 36. Характеристика профессиональной компетентности
- 37. Основные направления модернизации образования.
- 38. Педагогические учебные заведения.
- 39. Возникновение и развитие педагогической профессии
- 40. Взаимосвязь педагогических способностей, такта и авторитета учителя.
- 41. Стили педагогического общения. Педагогический такт учителя.
- 42. Ситуация успеха и технологические правила ее создания.
- Технология создания ситуации успеха на уроке.
- 43. Требование как стимул поведения и метод педагогического воздействия. Технология его предъявления.
- 44. Внушение как метод педагогического воздействия. Технология внушения.
- Метод словесного внушения.
- Метод мысленного внушения.
- Метод метафизического внушения.
- Метод духовного воздействия.
- 45. Убеждение как метод педагогического воздействия. Технология убеждения.
- 46. Педагогическая оценка и ее роль в учебно-воспитательном процессе.
- Цели и задачи проверки и оценки знаний
- 47. Структура оценочной деятельности и технология реализации педагогической оценки.
- 48. Характеристика и анализ развития педагогических конфликтов. Технология разрешения педагогических конфликтов.
- 1. Объективные причины педагогических конфликтов:
- 2. К субъективным причинам относятся:
- Виды педагогических конфликтов]