2. Проблемное обучение
В ходе проблемного обучения преподаватель широко применяет словесные, наглядные и практические методы обучения. При проблемном обучении изложение осуществляется посредством проблемного рассказа, проблемной лекции, творческого проблемного задания, неожиданного вопроса, предложенного действия.
Суть проблемного изложения заключается в следующем: учитель ставит задачу, которую сам же решает, но при этом показывает путь решения в его истинных и доступных учащимся противоречиях, высказывает ход мысли при движении по пути решения. Назначение этого метода в том, что учитель показывает образцы научного познания, научного решения проблем, а учащиеся контролируют убедительность этого продвижения, мысленно следят за логикой, таким манером усваивая этапы решения целостных проблем.
Проблемное изложение может опираться на материалы из истории науки или на путь доказательного раскрытия способа решения поставленной проблемы. Разумеется, с большим успехом проблемное обучение используется учителями-предметниками гуманитарных дисциплин. Сложность использования проблемного метода заключается в том, что обязателен и необходим высокий профессионализм педагога.
Непосредственный результат проблемного обучения – усвоение способа и логики решения данной проблемы или даже группы проблем, но еще без умения их применять самостоятельно. В проблемном обучении часто используется проблемно-поисковая, или эвристическая беседа. По ходу этой беседы перед учащимися ставится ряд логически связанных вопросов, при ответах на которые учащиеся должны высказывать свои предположения и пытаться доказать правоту своих слов, таким образом, проявляя самостоятельность в освоении знаний.
Наглядные пособия приобретают несколько другое назначение при проблемном обучении. Они используются не для облегчения запоминания нового материала, а для постановки учебных задач и создания каких-либо проблемных ситуаций на уроке. Примером могут служить пособия, в которых изображаются серии рисунков, с помощью которых и ставится учебная проблема. Она, в свою очередь, требует достаточно длительных самостоятельных размышлений, анализа и сопоставления.
Упражнения проблемно-поискового характера применяются в том случае, когда ученики могут самостоятельно выполнять какие-либо конкретные виды умственной и практической работы. Это способствует наиболее успешному постижению материала.
Правомерность этого метода состоит в том, что истинность знаний, как и эффективность способов деятельности, которые предписывают учащимся, надо не только утверждать и иллюстрировать, но доказывать с целью приобщения учащихся к определенным способам поиска знаний, с целью формирования абсолютной убежденности в истинности сообщаемых знаний. В целом проблемный вид обучения применяется не только для усвоения нового учебного материала, но и служит важнейшим средством развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности.
- Коллектив авторов Теория обучения. Конспект лекций лекция № 1. Образовательный процесс, его сущность, движущие силы и противоречия
- 1. Сущность процесса обучения, его цели
- 2. Противоречия процесса обучения
- 3. Движущие силы процесса обучения
- Лекция № 2. Закономерности и принципы обучения
- 1. Гносеологические основы обучения
- 2. Психологические компоненты усвоения
- 3. Законы обучения
- 4. Закономерности обучения
- 5. Принципы обучения
- Лекция № 3. Характеристика современных дидактических концепций
- Лекция № 4. Функции обучения
- 1. Характеристика функций обучения
- 2. Развивающая функция
- 3. Воспитательная функция
- 4. Образовательная функция
- Лекция № 5. Содержание образования
- 1. Понятие содержания образования
- 2. Культура как основа построения и определения содержания образования
- Лекция № 6. Психологические основы формирования умений и навыков в процессе обучения
- 1. Ступени образования
- 2. Индивидуальные и типические особенности учащихся в процессе обучения
- 3. Психологические закономерности формирования умений и навыков
- 4. Теория поэтапного формирования и усвоения знаний, умений и навыков
- 5. Методологические и общетеоретические основы педагогической концепции процесса обучения
- 6. Этапы учебного процесса и их реализация в учебных ситуациях
- 7. Особенности процесса обучения в зависимости от типа учебного предмета
- Лекция № 7. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования
- Лекция № 8. Характеристика процесса обучения
- Лекция № 9. Государственный образовательный стандарт
- 1. Понятие о государственном стандарте образования
- 2. Компоненты государственного стандарта образования
- Лекция № 10. Преподавание и учение – две стороны образовательного процесса
- 1. Понятия обучении и преподавании
- 2. Общепедагогические и дидактические характеристики целостного учебно-воспитательного процесса
- 3. Принципы целостного учебно-воспитательного процесса
- Лекция № 11. Методы обучения
- 1. Приемы обучения
- 2. Классификация методов обучения
- 3. Рациональное применение различных методов обучения
- Лекция № 12. Формы организации процесса обучения
- 1. Требования к организации процесса обучения
- 2. Проблемное обучение
- 3. Модульная технология обучения
- 4. Современные модели организации обучения
- Лекция № 13. Успеваемость и методы ее оценки
- 1. Виды учета успеваемости учащихся
- 2. Причины неуспеваемости
- 3. Типы неуспевающих школьников, их психологические характеристики
- 4. Пути предупреждения и устранения неуспеваемости
- 5. Показатели качества процесса обучения и дидактические направления его совершенствования
- 6. Основные характеристики качества знаний
- 7. Формирование готовности школьников к самообучению
- Лекция № 14. Характеристика авторских образовательных программ
- 1. Дидактические принципы к. Д. Ушинского
- 2. Дидактический цикл процесса обучения Фролова
- Лекция № 15. Учитель в процессе обучения
- 1. Планирование учебного процесса
- 2. Педагогическая диагностика
- 3. Индивидуальный подход в системе дидактических принципов
- 4. Педагогический такт и его роль в обучении
- 5. Педагогическое мастерство
- Лекция № 16. Инновационные образовательные процессы
- 1. Инновационная политика
- 2. Основные формы инновационной деятельности
- 3. Интенсификация процесса обучения
- 4. Принципы конструирования процесса обучения
- 5. Использование программированного обучения в школе
- 6. Отбор материала для организации проблемных уроков, требования к нему
- 7. Развитие познавательной самостоятельности в проблемном обучении
- 8. Использование игровых методов обучения как средства усвоения знаний и их проверки
- Лекция № 17. Классификация средств обучения
- 1. Система средств обучения в учебном процессе
- 2. Технические средства обучения (тсо)
- 3. Самостоятельная работа учащихся, ее виды