7. Развитие познавательной самостоятельности в проблемном обучении
Независимо от того, где сообщающее преподавание находит свое применение – в начальной, средней или высшей школе, – в нем можно выделить характеристики, которые сопоставляются с соответствующими чертами проблемного обучения.
Сообщающее преподавание основано на передаче учащимся готовой информации учителями или учебником, а также на более или менее эффективном запоминании ее учащимися. Формы для этой передачи различные: диалог, выступление, лекция, книга. Второй характерной особенностью сообщающего преподавания является возникновение пробелов, неожиданных трудностей. То есть учащиеся могут потерять внимание и упустить часть информации. Следующей характерной чертой, часто упоминаемой при показе негативов сообщающего преподавания, являются трудности применения одинаковых темпов учебы по отношению к учащимся. Часто происходит так, что учитель ориентируется на сильных учеников, а вот слабым остается только поспевать за ними. В решении проблем всем классом возникают значительные трудности с выбором темпа работы для способных, средних и менее способных учащихся. Они легче преодолеваются при групповой работе, поскольку в группе, решающей проблему, должны быть активны все. Групповая работа способствует также проверке достигнутых результатов, группа знает, как все ее члены работают, и в случае низкой активности одних учащихся их могут заменить другие.
Еще одна характерная особенность традиционного преподавания связана с трудностями в осуществлении контроля за результатами учебы. Не все ученики в состоянии усвоить на уроке всю информацию, поэтому многое им приходится доучивать дома самостоятельно. В этой ситуации процент усвоения знаний зависит от индивидуальных качеств самого ученика – от уровня развития, активности и заинтересованности ученика в данной теме.
В настоящее время такое преподавание называют проблемным. Проблемное преподавание основано не на передаче готовой информации, а на получении учащимися новых знаний и умений с помощью решения теоретических и практических проблем. Существенной характеристикой этого преподавания является исследовательская деятельность учащегося, появляющаяся в определенной ситуации и заставляющая его ставить себе вопросы-проблемы, формулировать гипотезы и проверять их в ходе умственных и практических операций. Эта деятельность чаще всего направлена в сторону действительности и, когда речь идет о решении практических проблем, ведет даже к ее преобразованию.
Дидактический процесс основан здесь на самостоятельном поиске знаний, как тех, которые являются самим решением проблемы, так и тех, которые приобретаются в ходе формулирования проблемы, в процессе решения и сопоставления результатов. Решение проблемы создает условия для структурного подхода к воспитанию действительности. Стараясь решить проблему, учащийся охватывает мыслью всю структуру, размышляет о взаимном соотношении отдельных ее элементов, а затем открывает недостающие элементы или неизвестные ему связи между ними и таким образом дополняет структуру. Постоянное возвращение к структуре способствует не только решению проблемы, но и прочному овладению знаниями.
- Коллектив авторов Теория обучения. Конспект лекций лекция № 1. Образовательный процесс, его сущность, движущие силы и противоречия
- 1. Сущность процесса обучения, его цели
- 2. Противоречия процесса обучения
- 3. Движущие силы процесса обучения
- Лекция № 2. Закономерности и принципы обучения
- 1. Гносеологические основы обучения
- 2. Психологические компоненты усвоения
- 3. Законы обучения
- 4. Закономерности обучения
- 5. Принципы обучения
- Лекция № 3. Характеристика современных дидактических концепций
- Лекция № 4. Функции обучения
- 1. Характеристика функций обучения
- 2. Развивающая функция
- 3. Воспитательная функция
- 4. Образовательная функция
- Лекция № 5. Содержание образования
- 1. Понятие содержания образования
- 2. Культура как основа построения и определения содержания образования
- Лекция № 6. Психологические основы формирования умений и навыков в процессе обучения
- 1. Ступени образования
- 2. Индивидуальные и типические особенности учащихся в процессе обучения
- 3. Психологические закономерности формирования умений и навыков
- 4. Теория поэтапного формирования и усвоения знаний, умений и навыков
- 5. Методологические и общетеоретические основы педагогической концепции процесса обучения
- 6. Этапы учебного процесса и их реализация в учебных ситуациях
- 7. Особенности процесса обучения в зависимости от типа учебного предмета
- Лекция № 7. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования
- Лекция № 8. Характеристика процесса обучения
- Лекция № 9. Государственный образовательный стандарт
- 1. Понятие о государственном стандарте образования
- 2. Компоненты государственного стандарта образования
- Лекция № 10. Преподавание и учение – две стороны образовательного процесса
- 1. Понятия обучении и преподавании
- 2. Общепедагогические и дидактические характеристики целостного учебно-воспитательного процесса
- 3. Принципы целостного учебно-воспитательного процесса
- Лекция № 11. Методы обучения
- 1. Приемы обучения
- 2. Классификация методов обучения
- 3. Рациональное применение различных методов обучения
- Лекция № 12. Формы организации процесса обучения
- 1. Требования к организации процесса обучения
- 2. Проблемное обучение
- 3. Модульная технология обучения
- 4. Современные модели организации обучения
- Лекция № 13. Успеваемость и методы ее оценки
- 1. Виды учета успеваемости учащихся
- 2. Причины неуспеваемости
- 3. Типы неуспевающих школьников, их психологические характеристики
- 4. Пути предупреждения и устранения неуспеваемости
- 5. Показатели качества процесса обучения и дидактические направления его совершенствования
- 6. Основные характеристики качества знаний
- 7. Формирование готовности школьников к самообучению
- Лекция № 14. Характеристика авторских образовательных программ
- 1. Дидактические принципы к. Д. Ушинского
- 2. Дидактический цикл процесса обучения Фролова
- Лекция № 15. Учитель в процессе обучения
- 1. Планирование учебного процесса
- 2. Педагогическая диагностика
- 3. Индивидуальный подход в системе дидактических принципов
- 4. Педагогический такт и его роль в обучении
- 5. Педагогическое мастерство
- Лекция № 16. Инновационные образовательные процессы
- 1. Инновационная политика
- 2. Основные формы инновационной деятельности
- 3. Интенсификация процесса обучения
- 4. Принципы конструирования процесса обучения
- 5. Использование программированного обучения в школе
- 6. Отбор материала для организации проблемных уроков, требования к нему
- 7. Развитие познавательной самостоятельности в проблемном обучении
- 8. Использование игровых методов обучения как средства усвоения знаний и их проверки
- Лекция № 17. Классификация средств обучения
- 1. Система средств обучения в учебном процессе
- 2. Технические средства обучения (тсо)
- 3. Самостоятельная работа учащихся, ее виды