2. Общепедагогические и дидактические характеристики целостного учебно-воспитательного процесса
Системы типа школа, ссуз, вуз, лицей, гимназия и т. д., в которых организационно протекает процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемых, учителя и учащихся, т. е. объектов и субъектов, называют педагогическими системами. Процесс, реализующий цели воспитания и обучения в условиях таких систем, называют педагогическим процессом. Синонимом педагогического процесса является учебно-воспитательный процесс. Актуальность педагогического процесса возросла. Целостный подход в практике учителей проявляется в том, что они стремятся обеспечить комплексное решение задач образования и воспитания на каждом уроке и внеклассном занятии.
Динамика развития педагогического процесса, его движение зависят от отношений между воспитателем и воспитуемым. Особенности организации педагогического процесса обусловлены тем, что объект воспитания – ученик и ученический коллектив – является одновременно и субъектом воспитания. Взаимная активность сотрудничества в процессе общения в школе отражается термином «педагогическая деятельность». В школах возникают разнообразные связи взаимодействия между субъектами и объектами воспитания, к ним относятся:
1) информационные связи – обмен информацией между воспитателями и воспитуемыми;
2) организационно-деятельная связь – совместная деятельность ученика и учителя;
3) коммуникативная связь – взаимодействие управления и самоуправления.
Педагогическое взаимодействие протекает в определенных условиях: социальных, географических, учебно-материальных, морально-психологических и т. д. Средствами педагогического процесса являются содержание, формы и методы. Компонентами педагогической деятельности являются цель обучения, содержание, формы и методы обучения и образования. Педагогический процесс характеризуется целостными свойствами:
1) цель педагогического процесса – создание условий для всестороннего развития личности;
2) педагогический процесс усиливается, если рост образованности способствует росту воспитанности;
3) педагогический процесс ведет к слиянию педагогического и ученического коллективов в целостный школьный коллектив;
4) педагогический процесс создает возможности для взаимного проникновения друг в друга методов обучения и воспитания;
5) педагогический процесс позволяет реализовать программно-целевой подход на конечный результат;
6) педагогический процесс имеет свои закономерности, принципы, отражающие его целостность.
- Коллектив авторов Теория обучения. Конспект лекций лекция № 1. Образовательный процесс, его сущность, движущие силы и противоречия
- 1. Сущность процесса обучения, его цели
- 2. Противоречия процесса обучения
- 3. Движущие силы процесса обучения
- Лекция № 2. Закономерности и принципы обучения
- 1. Гносеологические основы обучения
- 2. Психологические компоненты усвоения
- 3. Законы обучения
- 4. Закономерности обучения
- 5. Принципы обучения
- Лекция № 3. Характеристика современных дидактических концепций
- Лекция № 4. Функции обучения
- 1. Характеристика функций обучения
- 2. Развивающая функция
- 3. Воспитательная функция
- 4. Образовательная функция
- Лекция № 5. Содержание образования
- 1. Понятие содержания образования
- 2. Культура как основа построения и определения содержания образования
- Лекция № 6. Психологические основы формирования умений и навыков в процессе обучения
- 1. Ступени образования
- 2. Индивидуальные и типические особенности учащихся в процессе обучения
- 3. Психологические закономерности формирования умений и навыков
- 4. Теория поэтапного формирования и усвоения знаний, умений и навыков
- 5. Методологические и общетеоретические основы педагогической концепции процесса обучения
- 6. Этапы учебного процесса и их реализация в учебных ситуациях
- 7. Особенности процесса обучения в зависимости от типа учебного предмета
- Лекция № 7. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования
- Лекция № 8. Характеристика процесса обучения
- Лекция № 9. Государственный образовательный стандарт
- 1. Понятие о государственном стандарте образования
- 2. Компоненты государственного стандарта образования
- Лекция № 10. Преподавание и учение – две стороны образовательного процесса
- 1. Понятия обучении и преподавании
- 2. Общепедагогические и дидактические характеристики целостного учебно-воспитательного процесса
- 3. Принципы целостного учебно-воспитательного процесса
- Лекция № 11. Методы обучения
- 1. Приемы обучения
- 2. Классификация методов обучения
- 3. Рациональное применение различных методов обучения
- Лекция № 12. Формы организации процесса обучения
- 1. Требования к организации процесса обучения
- 2. Проблемное обучение
- 3. Модульная технология обучения
- 4. Современные модели организации обучения
- Лекция № 13. Успеваемость и методы ее оценки
- 1. Виды учета успеваемости учащихся
- 2. Причины неуспеваемости
- 3. Типы неуспевающих школьников, их психологические характеристики
- 4. Пути предупреждения и устранения неуспеваемости
- 5. Показатели качества процесса обучения и дидактические направления его совершенствования
- 6. Основные характеристики качества знаний
- 7. Формирование готовности школьников к самообучению
- Лекция № 14. Характеристика авторских образовательных программ
- 1. Дидактические принципы к. Д. Ушинского
- 2. Дидактический цикл процесса обучения Фролова
- Лекция № 15. Учитель в процессе обучения
- 1. Планирование учебного процесса
- 2. Педагогическая диагностика
- 3. Индивидуальный подход в системе дидактических принципов
- 4. Педагогический такт и его роль в обучении
- 5. Педагогическое мастерство
- Лекция № 16. Инновационные образовательные процессы
- 1. Инновационная политика
- 2. Основные формы инновационной деятельности
- 3. Интенсификация процесса обучения
- 4. Принципы конструирования процесса обучения
- 5. Использование программированного обучения в школе
- 6. Отбор материала для организации проблемных уроков, требования к нему
- 7. Развитие познавательной самостоятельности в проблемном обучении
- 8. Использование игровых методов обучения как средства усвоения знаний и их проверки
- Лекция № 17. Классификация средств обучения
- 1. Система средств обучения в учебном процессе
- 2. Технические средства обучения (тсо)
- 3. Самостоятельная работа учащихся, ее виды