1. Ступени образования
Каждый обучающийся обладает индивидуальными личностными и деятельностными особенностями. В то же время все обучающиеся на определенной образовательной ступени характеризуются исходными общими и типическими для них особенностями.
1. Ступень младшей школы – это начало общественного бытия человека как субъекта учебной деятельности. Готовность к школьному обучению означает сформированность отношения к школе, учению, познанию. Ожидание нового, интерес к нему лежат в основе учебной мотивации младшего школьника.
В начальной школе у младшего школьника формируются основные элементы ведущей в этот период деятельности, необходимые учебные навыки и умения. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. Учебная деятельность, включающая овладение новыми знаниями, умениями решать разнообразные задачи, учебное сотрудничество, принятие авторитета учителя, является ведущей в этот период развития человека, находящегося в образовательной системе.
2. В среднем школьном (подростковом) возрасте (от 10–11 до 14–15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности. Присущая детям этого возраста деятельность включает в себя такие ее виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная, художественная, трудовая. При выполнении этих видов полезной деятельности у подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становиться общественно значимым.
Как субъект учебной деятельности подросток характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции субъектной исключительности, стремлением чем-то выделиться.
3. Старшеклассник (период ранней юности с 14–15 до 17 лет) вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы или в новые учебные заведения – гимназии, колледжи, училища. Эту ситуацию характеризует направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии. Необходимость выбора диктуется жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется учебным заведением. В этот период основное значение приобретает ценностно-ориентационная активность.
Старшеклассник как субъект учебной деятельности характеризуется качественно новым содержанием этой деятельности. Наряду с внутренними познавательными мотивами освоения знаний в имеющих личностную смысловую ценность учебных предметах, появляются широкие социальные и узколичные внешние мотивы, среди которых мотивы достижения занимают большое место. Учебная мотивация качественно меняется по структуре, так как для старшеклассника сама учебная деятельность – средство реализации жизненных планов будущего.
Основным предметом учебной деятельности старшеклассника, т. е. тем, на что она направлена, является структурная организация, систематизация индивидуального опыта за счет расширения, дополнения, внесения новой информации.
- Коллектив авторов Теория обучения. Конспект лекций лекция № 1. Образовательный процесс, его сущность, движущие силы и противоречия
- 1. Сущность процесса обучения, его цели
- 2. Противоречия процесса обучения
- 3. Движущие силы процесса обучения
- Лекция № 2. Закономерности и принципы обучения
- 1. Гносеологические основы обучения
- 2. Психологические компоненты усвоения
- 3. Законы обучения
- 4. Закономерности обучения
- 5. Принципы обучения
- Лекция № 3. Характеристика современных дидактических концепций
- Лекция № 4. Функции обучения
- 1. Характеристика функций обучения
- 2. Развивающая функция
- 3. Воспитательная функция
- 4. Образовательная функция
- Лекция № 5. Содержание образования
- 1. Понятие содержания образования
- 2. Культура как основа построения и определения содержания образования
- Лекция № 6. Психологические основы формирования умений и навыков в процессе обучения
- 1. Ступени образования
- 2. Индивидуальные и типические особенности учащихся в процессе обучения
- 3. Психологические закономерности формирования умений и навыков
- 4. Теория поэтапного формирования и усвоения знаний, умений и навыков
- 5. Методологические и общетеоретические основы педагогической концепции процесса обучения
- 6. Этапы учебного процесса и их реализация в учебных ситуациях
- 7. Особенности процесса обучения в зависимости от типа учебного предмета
- Лекция № 7. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования
- Лекция № 8. Характеристика процесса обучения
- Лекция № 9. Государственный образовательный стандарт
- 1. Понятие о государственном стандарте образования
- 2. Компоненты государственного стандарта образования
- Лекция № 10. Преподавание и учение – две стороны образовательного процесса
- 1. Понятия обучении и преподавании
- 2. Общепедагогические и дидактические характеристики целостного учебно-воспитательного процесса
- 3. Принципы целостного учебно-воспитательного процесса
- Лекция № 11. Методы обучения
- 1. Приемы обучения
- 2. Классификация методов обучения
- 3. Рациональное применение различных методов обучения
- Лекция № 12. Формы организации процесса обучения
- 1. Требования к организации процесса обучения
- 2. Проблемное обучение
- 3. Модульная технология обучения
- 4. Современные модели организации обучения
- Лекция № 13. Успеваемость и методы ее оценки
- 1. Виды учета успеваемости учащихся
- 2. Причины неуспеваемости
- 3. Типы неуспевающих школьников, их психологические характеристики
- 4. Пути предупреждения и устранения неуспеваемости
- 5. Показатели качества процесса обучения и дидактические направления его совершенствования
- 6. Основные характеристики качества знаний
- 7. Формирование готовности школьников к самообучению
- Лекция № 14. Характеристика авторских образовательных программ
- 1. Дидактические принципы к. Д. Ушинского
- 2. Дидактический цикл процесса обучения Фролова
- Лекция № 15. Учитель в процессе обучения
- 1. Планирование учебного процесса
- 2. Педагогическая диагностика
- 3. Индивидуальный подход в системе дидактических принципов
- 4. Педагогический такт и его роль в обучении
- 5. Педагогическое мастерство
- Лекция № 16. Инновационные образовательные процессы
- 1. Инновационная политика
- 2. Основные формы инновационной деятельности
- 3. Интенсификация процесса обучения
- 4. Принципы конструирования процесса обучения
- 5. Использование программированного обучения в школе
- 6. Отбор материала для организации проблемных уроков, требования к нему
- 7. Развитие познавательной самостоятельности в проблемном обучении
- 8. Использование игровых методов обучения как средства усвоения знаний и их проверки
- Лекция № 17. Классификация средств обучения
- 1. Система средств обучения в учебном процессе
- 2. Технические средства обучения (тсо)
- 3. Самостоятельная работа учащихся, ее виды