3. Индивидуальный подход в системе дидактических принципов
Каждый ученик, помимо общих, имеет свои собственные индивидуальные свойства. Специфика познания, воли, чувств, свойств личности ученика может как положительно, так и отрицательно влиять на ход учения, а может и остаться нейтральной. К примеру, подвижный ученик может быть очень внимательным на уроке, значит, эта особенность его темперамента нейтральна по отношению к учебе.
Интерес к технике, конструированию, самостоятельному творчеству помогает ребенку успешно учиться. А врожденная неспособность к абстрактному мышлению тормозит процесс усвоения знаний.
Так возникает необходимость в дифференциации и индивидуализации обучения.
Дифференцированный подход позволяет максимально использовать индивидуальные особенности и способности каждого ученика в отдельности. Индивидуальный подход для отстающих и слабоуспевающих учеников позволяет привести их к уровню хорошо успевающих ребят. Для этого организуются дополнительные занятия, возможна индивидуальная или групповая организация на уроке.
Индивидуальный подход к хорошо успевающим ученикам позволяет более продуктивно использовать их способности и не допустить потери интереса в изучении предмета.
Для осуществления дифференцированного подхода в обучении педагог должен постоянно изучать индивидуальные особенности личности, условия, в которых проживает ребенок. Кроме того, необходимо четко определить, какие особенности темперамента оказывают положительное, отрицательное и нейтральное влияние на деятельность ученика и определить средства индивидуального подхода, с помощью которых возможна реализация обучения.
Индивидуальный подход является одним из видов организации работы учителем. Это вид работы, при котором учитываются индивидуальные особенности учеников с целью вовлечения их в процесс обучения. При индивидуальном подходе в процессе обучения учитываются умственные способности учащихся, их психологические особенности, физическая выносливость.
Индивидуальная форма организации учебной деятельности предусматривает непосредственную работу учителя с каждым учеником. Такая работа характеризуется высоким уровнем самостоятельности, соответствующей подготовкой учеников и т. п. Она проводится при программированном обучении. Учителю при индивидуальной работе с учащимися следует учитывать следующие положения: умственные и физические возможности учеников не одинаковы; ученик всегда индивидуален, своеобразен, и не существует универсальных приемов обучения; важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент учебной деятельности, и как развивать имеющиеся способности; нельзя требовать от ученика невозможного; необходимо раскрыть все возможности каждого ученика, дать ему радость успеха в умственном труде; важно определить индивидуальную тропинку успеха в учении и умственном труде каждого ученика.
Индивидуальная работа с учащимися – трудоемкое, но, в конце концов, результативное занятие. Эта работа опирается на дифференцированный подход к учащимся. Прежде всего, необходимо выяснить индивидуальные особенности каждого ученика, и затем уже приступать к разработке различных вариантов индивидуальной работы на уроке. При этом обязательно должен учитываться уровень знаний, умений и навыков каждого учащегося. Для самостоятельной работы учащихся следует использовать карточки-задания, содержащие различные варианты, с тем, чтобы каждый ученик выполнял свое индивидуальное задание. Карточками-заданиями для практических заданий желательно пользоваться почти каждый урок.
Для восполнения пробелов в знаниях учащихся и устранения фактических ошибок весьма эффективно использовать разнообразные приемы самоконтроля, алгоритмические и программированные упражнения, так как в них материал делится на логические этапы, дозы. В каждом варианте выделяются наиболее трудные вопросы, которые могут служить причиной ошибок, и наиболее простые оставляются для самостоятельного решения, для выявления причин непонимания материала. В системе упражнений, переходя от работы под непосредственным руководством учителя к частичной и далее к полностью самостоятельной работе, учащиеся постепенно справляются с заданиями разной степени сложности. При этом трудность задания и степень самостоятельности его выполнения постепенно нарастают в зависимости от успехов выполнения предыдущего задания. Результаты этой кропотливой работы скажутся довольно быстро. Индивидуальный подход в обучении необходимо применять во всех классах, но, чем младше возраст учащихся, тем большее значение приобретает индивидуальное обучение.
В современных условиях обучения изучение индивидуальных особенностей детей и организация индивидуального подхода приобретают все большее значение. Современные условия жизни предоставляют большой выбор дополнительных средств, помимо школы, для выполнения задач всестороннего развития подрастающего поколения.
Большое познавательное значение имеют детские радиопередачи, детская литература, театр. Повышается культура и благосостояние семьи, что существенно влияет на уровень воспитанности детей. В одной семье ребенка приучают к самостоятельности, дисциплине. В другой – ребенок избалован, ничего не хочет делать самостоятельно. В третьей – ребенок может быть предоставлен самому себе, и в его воспитании многое зависит от той группы ребят, с которыми он дружит.
- Коллектив авторов Теория обучения. Конспект лекций лекция № 1. Образовательный процесс, его сущность, движущие силы и противоречия
- 1. Сущность процесса обучения, его цели
- 2. Противоречия процесса обучения
- 3. Движущие силы процесса обучения
- Лекция № 2. Закономерности и принципы обучения
- 1. Гносеологические основы обучения
- 2. Психологические компоненты усвоения
- 3. Законы обучения
- 4. Закономерности обучения
- 5. Принципы обучения
- Лекция № 3. Характеристика современных дидактических концепций
- Лекция № 4. Функции обучения
- 1. Характеристика функций обучения
- 2. Развивающая функция
- 3. Воспитательная функция
- 4. Образовательная функция
- Лекция № 5. Содержание образования
- 1. Понятие содержания образования
- 2. Культура как основа построения и определения содержания образования
- Лекция № 6. Психологические основы формирования умений и навыков в процессе обучения
- 1. Ступени образования
- 2. Индивидуальные и типические особенности учащихся в процессе обучения
- 3. Психологические закономерности формирования умений и навыков
- 4. Теория поэтапного формирования и усвоения знаний, умений и навыков
- 5. Методологические и общетеоретические основы педагогической концепции процесса обучения
- 6. Этапы учебного процесса и их реализация в учебных ситуациях
- 7. Особенности процесса обучения в зависимости от типа учебного предмета
- Лекция № 7. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования
- Лекция № 8. Характеристика процесса обучения
- Лекция № 9. Государственный образовательный стандарт
- 1. Понятие о государственном стандарте образования
- 2. Компоненты государственного стандарта образования
- Лекция № 10. Преподавание и учение – две стороны образовательного процесса
- 1. Понятия обучении и преподавании
- 2. Общепедагогические и дидактические характеристики целостного учебно-воспитательного процесса
- 3. Принципы целостного учебно-воспитательного процесса
- Лекция № 11. Методы обучения
- 1. Приемы обучения
- 2. Классификация методов обучения
- 3. Рациональное применение различных методов обучения
- Лекция № 12. Формы организации процесса обучения
- 1. Требования к организации процесса обучения
- 2. Проблемное обучение
- 3. Модульная технология обучения
- 4. Современные модели организации обучения
- Лекция № 13. Успеваемость и методы ее оценки
- 1. Виды учета успеваемости учащихся
- 2. Причины неуспеваемости
- 3. Типы неуспевающих школьников, их психологические характеристики
- 4. Пути предупреждения и устранения неуспеваемости
- 5. Показатели качества процесса обучения и дидактические направления его совершенствования
- 6. Основные характеристики качества знаний
- 7. Формирование готовности школьников к самообучению
- Лекция № 14. Характеристика авторских образовательных программ
- 1. Дидактические принципы к. Д. Ушинского
- 2. Дидактический цикл процесса обучения Фролова
- Лекция № 15. Учитель в процессе обучения
- 1. Планирование учебного процесса
- 2. Педагогическая диагностика
- 3. Индивидуальный подход в системе дидактических принципов
- 4. Педагогический такт и его роль в обучении
- 5. Педагогическое мастерство
- Лекция № 16. Инновационные образовательные процессы
- 1. Инновационная политика
- 2. Основные формы инновационной деятельности
- 3. Интенсификация процесса обучения
- 4. Принципы конструирования процесса обучения
- 5. Использование программированного обучения в школе
- 6. Отбор материала для организации проблемных уроков, требования к нему
- 7. Развитие познавательной самостоятельности в проблемном обучении
- 8. Использование игровых методов обучения как средства усвоения знаний и их проверки
- Лекция № 17. Классификация средств обучения
- 1. Система средств обучения в учебном процессе
- 2. Технические средства обучения (тсо)
- 3. Самостоятельная работа учащихся, ее виды