logo
Ответы на билеты по мет

Методика обучения младших школьников математике в дочисловой (подготовительный) период.

Цели подготовительного периода: в дочисловой период обучения математике учителю необходимо:

На подготовительном этапе проводится изучение свойств предметов, с помощью которых выделяются те или иные совокупности (цвет, форма, материал, назначение и т.д.)

Сначала идёт работа над формированием операции анализ через синтез: учитель показывает детям разные предметы, а они стараются заметить и назвать как можно больше его свойств (например, блюдце – голубое, круглое, ставится под чашку, стеклянное и т.д.).

Работу по формированию операций сравнение и обобщение начинают со сравнения предметов по цвету.

Учитель показывает группы по 2-3 предмета одинакового цвета:

Аналогичная работа посвящена вопросу о форме тел. Начать работу надо также с рассмотрения реальных предметов. Учитель показывает ученикам по 2-3 предмета одинаковой формы (шара, цилиндра, параллелепипеда, конуса, пирамиды). Ученики должны найти сходство и различие этих предметов. Названия тел можно сказать детям, но специально заучивать их не следует. Гораздо важнее акцентировать внимание на поиск предметов той же формы (воздушный шар-апельсин-арбуз; бочка-бревно-банка; коробка-пенал-классная комната и т.д.).

К уроку знакомства с формами плоских фигур (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат) целесообразно подготовить дидактическое пособие, которое затем можно использовать и на последующих уроках. Оно состоит из геометрических фигур трёх форм (круги, квадраты, треугольники), двух размеров (большие и маленькие) и четырёх цветов (красные, синие, жёлтые и зелёные) – по 4 одинаковые фигуры каждого вида.

Упражнения, способствующие интенсивному развитию мыслительных операций, речи, творческих способностей, вариативного мышления:

На последующих уроках задания постепенно усложняют:

При изучении фигур и их названий следует обратить внимание детей на предметы, которые имеют такую же форму: форму круга – дно стакана, консервной банки и т.д.; форму прямоугольника – дверь, окно, пол, потолок, стена и т.д.

При изучении понятия порядка полезно выстроить детей в соответствии с каким-либо порядком: по росту, по возрасту, по порядку номеров и т.д. можно пересчитывать в прямом и обратном порядке различные предметы. Например, по сказке «Репка» предложить такие вопросы:

При сравнении предметов по размеру особое внимание необходимо уделить различию фигур по величине и установлению порядка увеличения и уменьшения. Изучение этой темы можно связать с известной сказкой «Три медведя». На примере героев этой сказки необходимо показать учащимся, что понятия «большой» и «маленький» относительны. Так, Настасья Ивановна – большая медведица по сравнению с медвежонком Мишуткой, но маленькая по сравнению с медведем Михаилом Потаповичем.

При формировании у учащихся начальных знаний по абстрагированию и классификации на уроках математики изучаются обобщающие понятия, т.е. понятия, означающие не отдельные предметы, а классы предметов (например, слон, кенгуру, обезьяна, енот, лев, заяц – животные). Учитель сначала показывает учащимся наборы картинок, для которых надо найти общее название (например: стол, стул, кресло, кровать – мебель; чашка, блюдце, тарелка, чайник – посуда и т.д.). Потом учащиеся называют другие предметы, входящие в данную группу (например: шкаф, диван – это тоже мебель; стакан, бокал также являются посудой и т.д.).

При проведении данной работы можно ставить и первые вопросы по классификации. Например, о животных задаются вопросы: «Каких ещё животных вы знаете? Какие животные дикие, а какие домашние? Есть ли животные, которые летают? (Летучая мышь). Есть ли дикие, но не хищные животные? (Слон, жираф). Бывают ли хищные домашние животные? За кем охотится кошка?» и т.д.

Полезной с точки зрения абстрагирования и классификации является игра «Пятый лишний», которую очень любят дети, учитель называет или показывает 5 предметов, из которых 4 предмета обладают общим признаком, а пятый нет. Причём для одной и той же группы предметов можно рассматривать разные признаки. Например, в группе предметов «помидор, яблоко, пирожок, пароход, пастила» можно выделить лишний предмет «пароход», если рассматривать признак «съедобный». В этой же группе предметов лишним будет «яблоко», если определяющим признаком выбрать начальную букву (буква «п»).

При обучении учащихся сравнению совокупностей предметов с использованием знаков = и ≠, рассматриваются не множества, а мультимножества. Совокупности равны, если они состоят из одних и тех же предметов или фигур независимо от их порядка.

Сначала раскрывается понятие равенства совокупностей, вводятся знаки = и ≠.

Изучение данной темы можно начать с игровой ситуации, например, о том, как мама покупала подарки Танечке и Ванечке. Танечке купила яблоко и Ванечке – яблоко, Танечке – апельсин и Ванечке – апельсин, Танечке – леденец, а Ванечке – шоколадку. Равны ли подарки?

Очевидно, дети скажут, то подарки не равны, поскольку у Танечки – леденец, а у Ванечки – шоколадка. Отсюда вывод, что совокупности равны, когда они состоят из одних и тех же предметов.

На подготовительном этапе у учащихся формируются представления о сложении как объединении совокупности предметов и о вычитании как удалении из совокупности предметов её части, вводятся термины, обозначающие компоненты действия сложения и компоненты действия вычитания, и знаки сложения «+» и вычитания «».

Главная мысль эти уроков: сложить – значит объединить совокупности предметов, вычесть – это значит взять часть данной совокупности предметов (отсоединить).

Принципиально важное значение для дальнейшего обучения имеет установление взаимосвязи между сложением и вычитанием. Параллельно с этим уточняется взаимосвязь между порядковыми и количественными числительными, а также рассматриваются некоторые пространственно-временные отношения. Например, изучение отношений «раньше-позже» можно начать с рассмотрения одного и того же пейзажа в разное время суток:

  1. Утро, солнце встаёт.

  2. Полдень, солнце поднялось высоко, но на небе появились тучи.

  3. Набежали тучи, и пошёл дождь.

  4. Дождь закончился, опять выглянуло солнце, и появилась радуга.

  5. Наступила ночь, на небе сияют звёзды.

Здесь же можно спросить детей, видели ли они радугу. Такие вопросы вызывают у детей желание высказаться, поделиться увиденным, создают благоприятную психологическую атмосферу, работают на развитие речи – важнейшую задачу начального периода обучения.

На данном этапе утоняются с учащимися понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «послезавтра», «позавчера» и их представления об основных единицах времени – «год», «месяц», «сутки», «час», «минута», знакомее детям из обыденной жизни.

При рассмотрении отношений «выше-ниже» развивается комбинаторная линия.

Данными уроками заканчивается «дочисловая» часть изучения курса. В течение всего этого времени помимо заданий, направленных на общее развитие учащихся, отрабатывались навыки устного счёта и навыки письма, дети познакомились с операциями, лежащими в основе сложения и вычитания натуральных чисел. Таким образом, учащиеся вполне подготовлены к изучению чисел и действий с ними.

На последующих уроках знания и навыки, приобретённые учащимися, систематически должны закрепляться и углубляться. Для этого в каждый урок включаются задачи на повторение изученного материала. Форма работы может быть самой разнообразной: устная фронтальная работа или математический диктант, работа в тетрадях в клетку или на печатной основе, игра или соревнование и т.п.

Виды заданий, которые необходимо включать в работу учащихся:

  1. Найдите сходство и различие (предметов, картинок и т.д.). Что изменилось?

  2. Измените цвет фигуры, форму, размер; цвет и форму; цвет и размер и т.д. Уменьшите (увеличьте).

  3. Что лишнее?

  4. Разбейте на части (по цвету, форме, размеру, материалу, назначению и т.д.)

  5. Установите закономерность и продолжите ряд.

  6. Установите нарушенную закономерность.

  7. Подберите вместо звёздочки подходящий знак действия.

  8. Разбейте фигуры на группы по заданному признаку.