4. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности с детьми и подростками.
Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Рекреа́ция (лат. recreatio — восстановление) — комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомленного человека. Реабилитационный центр – восстановительный центр, возвращающий повреждённый организм, его структуру и функции в желаемое исходное состояние. Реабилитационный центр возвращает человека к нормальной деятельности. Арт-терапия - специализированная форма психотерапии, основанная на занятиях искусством и любой творческой деятельности с введением элементов психодиагностики и психокоррекции. Музыкотерапия — это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний Сказкотерапия - это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. Основные направления культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками Действуют традиционные органы образования и культуры Молодежные общественные организации (политические: «Молодая Гвардия Единой России», «Союз коммунистической молодежи Российской Федерации», «Сталь» и др. ); неполитические: «Российский союз молодежи», «Студенческое самоуправление», «Юниорский союз Дорога») Создаются реабилитационные центры и клубы для «трудных» подростков Созданы комитеты(департаменты) по делам молодежи
Воспитательная деятельность с детьми и подростками
Ведущие функции воспитательной деятельности: Понимание ребенка;
Помощь и педагогическая поддержка;
Защита интересов ребенка;
Мягкое управление процессом развития личности ребенка;
Культурное влияние
Содержание воспитательной деятельности Изучение ребенка;
Создание условий его самореализации, саморазвития и самовоспитания;
Организация активной творческой жизнедеятельности и педагогическое обеспечение комфортного самочувствия ребенка в детском сообществе
Решающее значение для свободного уверенного самочувствия детей в коллективе имеет здоровое общественное мнение, как регулятор внутриколлективных отношений Творческая деятельность Творчество позволяет ребенку преодолевать психологические проблемы, выражать свои эмоции и выстраивать гармоничные отношения с окружающими его людьми. Формирует психические процессы:
Абстрактное мышление
Произвольную деятельность
Внутренний план действий
Самоконтроль, самооценку
Например, проведение арт-терапии,
сказкотерапии,
музыкальной терапии.
Рекреационная деятельность
Критерии рекреационной деятельности: -
Свобода выбора деятельности;
-Осуществляется в свободное время;
-Получение удовольствия от процесса;
- Объясняется объективными потребностями в восстановлении психофизиологического баланса субъекта
. Реализация основных элементов рекреационной деятельности способствует улучшению качества жизнедеятельности подростков.
2. Социальные модели рекреации могут быть различными, зависящими от условий, целей, возможностей, субъективных характеристик социума и субъектов. 3. Участие подростков в рекреации ограничено материальными, психофизическими, личностными и социальными факторами. 4. В современных условиях вследствие высокой заболеваемости подростков, увеличении учебных нагрузок, других неблагоприятных психологических воздействий, а также снижения рекреационных возможностей семьи и школы возникает потребность дополнительного целенаправленного включения подростков в рекреацию. Антипин А. Задумайтесь, взрослые!// Клуб. - 2000. - №1. - С.11-12. Гурова Р. Кто они - завтрашние граждане России?// Народная газета.- 1999.-№9.- С .4. Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб. – М., 1996.№ 7.-С.10-13. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. – М.: Владос, 2004. Клубоведение: Учебное пособие / Под ред. Ковшарова В.А.-М.: Просвещение, 1972.-С.29-46. Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности // Центры досуга. – М.: НИИ культуры, 1987.-С.31-33. Шкурин В.Н. Молодежь: Свободное время и клуб: Методическое пособие. - М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1987. - 93 с.
- Возрастные и социально-демографические особенности организации педагогической работы в социально-культурной сфере.
- 2. Сущность и особенности социально- культурной деятельности с детьми и подростками.
- 3. Система воспитания подрастающего поколения Российской Федерации.
- 4. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности с детьми и подростками.
- 5. Образование, дополнительное образование и внешкольная работа с детьми и подростками за рубежом.
- 6. Образовательная деятельность детских учреждений культуры.
- 7. Воспитательная деятельность детских учреждений культуры.
- 8. Организация самодеятельного творчества детей и подростков.
- 11. Методика работы с подростками.
- 12. Методика работы с «трудными» подростками.
- 13. Методика реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями.
- 14. Детские движения и объединения: история возникновения, развития и современное состояние.
- 15. Специфические черты, особенности и функции детского праздника.
- 20. Специфика скд в детском лагере отдыха. 21. Взаимодействие школы, семьи и учреждений культуры в организации скд с детьми и подростками.
- 22. Истоки организации социально-культурной деятельности среди молодёжи.
- 23. Роль и место молодёжи в народной праздничной культуре. 24. Зарождение и особенности социально-культурной деятельности среди студенческой молодёжи.
- 25. Молодёжная культура как явление субкультуры.
- Социальные
- Асоциальные
- Антисоциальные.
- 26. Сущность и особенности неформального молодёжного движения в молодёжной культуре.
- 39. Общая характеристика и особенности скд людей среднего возраста.
- 46. Социально-культурные аспекты современной геронтологии.
- 47. Организация активной деятельности в сфере свободного времени пожилых людей за рубежом.
- 48. Применение реабилитационных технологий в сфере досуга в работе с пожилыми людьми.