12. Методика работы с «трудными» подростками.
В последние годы отмечается значительный рост, как агрессивности подростков, так и проявлений ими противоправного поведения.
Подростковая агрессия – чаще всего следствие озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливости. Изощренную жестокость могут проявлять также жертвы гиперопеки, не имевшие в детстве самостоятельности, возможности экспериментировать и отвечать за свои поступки. Жестокость для них – своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки.
Подростковые акты вандализма и жестокости, как правило, совершаются сообща, в группе. Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки не могут объяснить.
Обобщая многочисленные данные по этой проблеме можно выделить три основных фактора становления агрессивных форм поведения.
1. Семья как фактор становления агрессивного поведения
Свои первые знания о моделях агрессивного поведения дети приобретают в семье.
Асоциальному развитию ребенка способствуют:
Характер взаимоотношений между родителями (ссоры, скандалы, драки);
Стиль семейного руководства (неоправданные наказания, безнаказанность);
2. Взаимоотношения со сверстниками как фактор становления агрессивных форм поведения
Как показывают исследования, дети в течение пяти лет регулярно посещавшие детский сад, оцениваются учителями как более агрессивные, чем посещавшие детский сад менее регулярно. Агрессивное поведение связано и с положением ребенка в кругу своих сверстников. Отвержение ребенка другими детьми и низкий социальный статус в группе сверстников также провоцирует его к применению агрессивных форм поведения.
3. Средства массовой информации как фактор усвоения ребенком моделей агрессивного поведения
Целый ряд детских психиатров и психологов убеждены в следующем: Дети часто в игре или жизненных ситуациях подражают насилию, увиденному на экране. Они склонны отождествлять себя с отдельными жертвами или агрессорами и переносить эти роли в реальные ситуации. Также дети могут в результате увиденного счесть насилие приемлемой моделью поведения и способом решения своих проблем. Современная информационная среда, построенная на антигуманных принципах, в последние годы становится все более мощным фактором агрессивного поведения.
На сегодняшний день мы имеем большое количество методик изучения личности подростков, воспитательной и коррекционной работы с подростками, профилактики подростковой преступности и т.д.
Подробно мы рассмотрим методику работы с «трудными» подростками, в основе которой лежит индивидуальный подход.
Работа с «трудными» подростками состоит из 5 этапов
На первом этапе работы с «трудными» подростками различные диагностики помогают выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании, и пр.
Изучение причин трудновоспитуемости желательно проводить по следующей схеме:
1. Что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере и под влиянием, каких причин;
2. Какие неблагоприятные условия существуют в данный момент;
3. С какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам воспитанник, а какие следует устранить с помощью семьи и общественности;
4. Были ли допущены педагогические ошибки по отношению к подростку и как их исправить.
После изучения «трудного» подростка необходимо установить с ним взаимоприемлемый контакт, используя при этом разнообразные методы и приемы педагогического взаимодействия, а также методы перевоспитания.
Второй этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания: переубеждение, переучивание, «реконструкция» характера. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание, а также самовоспитание.
На третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности подростка социальный педагог проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств ребенка. Проектирование развития личности основывается на сравнении наличного уровня воспитанности объекта с идеальным и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания подростка.
На четвертом этапе продолжается индивидуальная воспитательная работа, позволяющая определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного подростка, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания, хотя выбор и система их относительно конкретной личности согласуются с ее индивидуальными особенностями и программой ее развития. Вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, оценка и самооценка, поощрение и наказание.
Заключительным, пятым этапом индивидуальной работы с трудными подростками является корректирование. Оно дает возможность уточнить или пересмотреть коллективные и групповые воспитательные программы, характеристики подростков, а также используется при выборе методов и форм деятельности. Корректирование завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе с учетом результатов индивидуальной работы с «трудными» подростками.
Таким образом, индивидуальный подход – это важнейший принцип воспитания и обучения подростков и молодежи. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование методики с учетом общего, типичного и своеобразного в личности каждого подростка в целях обеспечения гармоничного, целостного ее развития. Эффективность индивидуальной работы зависит от знания научных основ, от конкретизации задач обучения и воспитания детей, от верного определения уровня воспитанности каждого ребенка, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и опыта специалиста. Индивидуальный подход требует от каждого из них знания практических рекомендаций, советов и умения претворять их в жизнь.
Примеры
Проект: «Что такое счастье?» глазами трудных подростков. Работа с трудными подростками
В сентябре 2011 года команда «Криминон СНГ» провела серию лекций для трудных подростков в г. Кинешма, Ивановская обл.
На вопрос «вспомните момент, когда вы были счастливы» дети затруднялись ответить, т.к. многие из них не получают должного внимания от своих родителей и общества в целом. Говорили, что счастливых моментов у них в жизни нет. Но грамотная работа и общение супервайзеров проекта помогли ребятам увидеть в жизни позитивные моменты.
Работа МВД с «трудными» подростками
Полицейскими Пермского края ведется постоянная профилактическая работа с подростками, входящими в группу риска.
Так, полицейские Частинского района Пермского края организовали для подростков, состоящих на учете, экскурсию в центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей. Там им рассказали об ответственности, которая предусмотрена за совершение преступлений и правонарушений. После этого подростки отправились в зональный центр кинологической службы.
Мальчишки смогли увидеть тренировочные моменты работы со служебными собаками, как проводят задержания преступников. Дети научились правильно вести себя с незнакомыми собаками и узнали секреты тренировок четвероногих друзей. Много эмоций у подростков вызвало посещение питомника – территории, где содержатся щенки – будущие образцовые собаки.
- Возрастные и социально-демографические особенности организации педагогической работы в социально-культурной сфере.
- 2. Сущность и особенности социально- культурной деятельности с детьми и подростками.
- 3. Система воспитания подрастающего поколения Российской Федерации.
- 4. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности с детьми и подростками.
- 5. Образование, дополнительное образование и внешкольная работа с детьми и подростками за рубежом.
- 6. Образовательная деятельность детских учреждений культуры.
- 7. Воспитательная деятельность детских учреждений культуры.
- 8. Организация самодеятельного творчества детей и подростков.
- 11. Методика работы с подростками.
- 12. Методика работы с «трудными» подростками.
- 13. Методика реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями.
- 14. Детские движения и объединения: история возникновения, развития и современное состояние.
- 15. Специфические черты, особенности и функции детского праздника.
- 20. Специфика скд в детском лагере отдыха. 21. Взаимодействие школы, семьи и учреждений культуры в организации скд с детьми и подростками.
- 22. Истоки организации социально-культурной деятельности среди молодёжи.
- 23. Роль и место молодёжи в народной праздничной культуре. 24. Зарождение и особенности социально-культурной деятельности среди студенческой молодёжи.
- 25. Молодёжная культура как явление субкультуры.
- Социальные
- Асоциальные
- Антисоциальные.
- 26. Сущность и особенности неформального молодёжного движения в молодёжной культуре.
- 39. Общая характеристика и особенности скд людей среднего возраста.
- 46. Социально-культурные аспекты современной геронтологии.
- 47. Организация активной деятельности в сфере свободного времени пожилых людей за рубежом.
- 48. Применение реабилитационных технологий в сфере досуга в работе с пожилыми людьми.