2. Сущность и особенности социально- культурной деятельности с детьми и подростками.
Культурно-воспитательная деятельность-это процесс формирования всесторонне развитой личности по средствам приобщения детей и подростков к культуре и самодеятельности т.е. это деятельность по формированию личности средствами культуры в специфических условиях досуга. Дети - лица, не достигшие совершеннолетия. Период детства подразделяется на следующие возрасты: младенческий — до 1 года, преддошкольный (ясельный) — от 1 года до 3 лет, дошкольный — от 3 до 7 лет, младший школьный — от 7 до 12 лет, средний школьный — от 12 до 14 лет, старший школьный — от 14 до 17 лет. Подростки - это еще не взрослый, но уже не ребенок, некое переходное состояние, с трудом умещающееся в возрастные рамки от min – 11, max – 19 лет, либо пока сам себя им осознаешь, и, таким образом, это состояние может продолжаться всю жизнь. Специфика культурно-воспитательной деятельности с детьми определяется теми психологическими, возрастными особенностями, которые характерны для этого периода (эмоциональное и непосредственное восприятие мира, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость и т. д.), а так же тем социальным положением в которое поставлен ребенок. Перед детскими внешкольными учреждениями и учреждениями культуры встает прежде всего задачи:
в оказании помощи семье и школе,
в формировании готовности к учебе (развитие устойчивого внимания, усидчивости, дисциплинированности, любознательности, памяти, творческой фантазии, добросовестности, аккуратности, умственных способностей, навыков и привычек к умственному труду).
Подростковый период характеризуется бурным становлением характера и самоутверждением личности. В этот период формируется представления о мире, происходит нравственное становление личнсти, всего духовного мира. Быстро растет самосознание и самоутверждение подростка, которую он ревниво охраняет. Появляются негативные моменты. Этот период называется трудным, чувства маскируются внешней грубостью. Эмоции неустойчивы. Возрастает интерес к вопросам пола, который связан с половым созреванием. Затрудняется обучаемость. Наблюдается систематическая неуспеваемость, трудная воспитуемость, систематическое нарушение дисциплины и отрицательное влияние на сверстников. Меняется отношение к жизни происходит определение интересов и склонностей.
В структуру культурно-воспитательной деятельности входит:
Продуктивная деятельность
Репродуктивная деятельность
Познавательная деятельность
Эмоционально-комуникативная деятельность
Физически активная деятельность
Культурно-воспитательная деятельность в учреждениях культуры и внешкольных учреждениях основывается на досуге и носит сугубо добровольный характер в отличии от обязательных школьных занятий. Ребята могут проявлять свою инициативу и самодеятельность, свободный выбор занятий делают эту деятельность подлинно демократичной и привлекательной для детей и подростков. Они могут выбирать занятия по душе и снять психологическое напряжение в процессе учебных занятий в школе. Культурно-воспитательная деятельность выполняет следующие функции: Воспитательная функция.
Культурно-творческая функция
Разносторонняя образовательная деятельность.
Организация отдыха
Реабилитационная функция
На сегодняшний день в России сложилась разветвленная сеть детских культурно-воспитательных учреждений и организаций:
Общеобразовательные школы
Школы-интернаты
Детские сады
Детские дома
Дворцы молодежи
Лагеря отдыха
Спортивные площадки
Детские библиотеки
Дома и дворцы культуры
Кинотеатры
Театры
Цирки
Детские городки
Парки
Зоопарки
Музыкальные студии и школы искусства
Ерошенков И. Н. «культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков». – М., 2004г. «Организация и методика культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками», Пермь, 1997г. Олиференко Л. Я. «Социальная поддержка детей», М., 2007г.
- Возрастные и социально-демографические особенности организации педагогической работы в социально-культурной сфере.
- 2. Сущность и особенности социально- культурной деятельности с детьми и подростками.
- 3. Система воспитания подрастающего поколения Российской Федерации.
- 4. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности с детьми и подростками.
- 5. Образование, дополнительное образование и внешкольная работа с детьми и подростками за рубежом.
- 6. Образовательная деятельность детских учреждений культуры.
- 7. Воспитательная деятельность детских учреждений культуры.
- 8. Организация самодеятельного творчества детей и подростков.
- 11. Методика работы с подростками.
- 12. Методика работы с «трудными» подростками.
- 13. Методика реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями.
- 14. Детские движения и объединения: история возникновения, развития и современное состояние.
- 15. Специфические черты, особенности и функции детского праздника.
- 20. Специфика скд в детском лагере отдыха. 21. Взаимодействие школы, семьи и учреждений культуры в организации скд с детьми и подростками.
- 22. Истоки организации социально-культурной деятельности среди молодёжи.
- 23. Роль и место молодёжи в народной праздничной культуре. 24. Зарождение и особенности социально-культурной деятельности среди студенческой молодёжи.
- 25. Молодёжная культура как явление субкультуры.
- Социальные
- Асоциальные
- Антисоциальные.
- 26. Сущность и особенности неформального молодёжного движения в молодёжной культуре.
- 39. Общая характеристика и особенности скд людей среднего возраста.
- 46. Социально-культурные аспекты современной геронтологии.
- 47. Организация активной деятельности в сфере свободного времени пожилых людей за рубежом.
- 48. Применение реабилитационных технологий в сфере досуга в работе с пожилыми людьми.