23. Роль и место молодёжи в народной праздничной культуре. 24. Зарождение и особенности социально-культурной деятельности среди студенческой молодёжи.
1. Основные понятия Студент – учащийся в учреждении профессионального образования Студент вуза – лицо, в установленном порядке зачисленное в вуз для обучения (ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») Досуг – часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется ля становления и развития духовного и физического здоровья человека СКД – педагогически направленный и социально обусловленный процесс взаимодействия людей в области создания, сохранения и распространения культурных ценностей Молодежь – особая социально-демографическая группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности (от 14-16 лет до 28-35 лет) Студенческое самоуправление - это инициативная, самостоятельная деятельность студентов, направленная на решение важных вопросов жизнедеятельности, развитие социальной активности, поддержку социальных инициатив студенческой молодежи 2. Понятие «студент» Студент (от лат. studens — усердно работающий, занимающийся) — учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения, в России - все учащиеся учреждений профессионального образования. В советское время существовало возрастное ограничение для поступления на очное отделение – до 35 лет. Сейчас же ни низшего, ни высшего возрастного порога для поступления в ВУЗ нет. Во время возникновения первых университетов латынь являлась языком науки и делопроизводства. Студентов в те времена называли школярами (scholaris — ученик, от лат. schola — школа). Этот термин все ещё используется в настоящее время по отношению к школьникам, а иногда к тем, кто отличается неглубокими, ограниченными знаниями. В ранний период Нового времени появилось обозначение лат. studiosus («интересующийся»). Немного позднее появилось слово studente (причастие настоящего времени), которое и по настоящий момент служит в русском языке обозначением для учащегося высших учебных заведений. Законодательное закрепление В статье 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливается понятие студента вуза: «Студентом высшего учебного заведения является лицо, в установленном порядке зачисленное в высшее учебное заведение для обучения». Специального Федерального закона, регулирующего сферу среднего профессионального образования, в Российской Федерации не существует. В законе РФ «Об образовании» понятие «студент» не прописывается, используется более общий термин, применимый ко всем уровням среднего и профессионального образования — «обучающийся». Неотъемлемой составляющей студенческой жизни всех стран и времён является сопутствующее посильное самопознание и самоопределение в личной и общественной жизни, в том числе через участие в самодеятельности, общественно-политической жизни. 3. История студенчества В Древнем Риме и в Средние века студентами назывались любые лица, занятые процессом познания. С основанием в XII веке университетов термин стал употребляться для обозначения обучающихся и преподающих в них лиц; после введения учёных званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) — только учащихся.
Древняя Греция и Древний Рим В гимнастических школах, или палестрах (имевшихся также в Спарте), учились школьники в возрасте 12–16 лет. И в Афинах, и в Спарте учеба с 18 до 20 лет продолжалась в эфебиях. Вершиной образования стали философские школы – фактически высшие учебные заведения античности. Помимо афинских Академии и Ликея таковыми были школы стоиков и эпикурейцев. Своеобразным венцом греческой науки и образования уже в эллинистическую эпоху стал Мусеум, основанный в Александрии Птолемеем II (308–246 гг. до н. э.). Среди преподавателей Мусеума были Архимед, Эвклид, Эратосфен, там хранилось громадное по тем временам количество рукописей (ок. 500 000 к 250 г. до н. э.). В последние столетия республиканского Рима большое значение приобрели риторские школы, своего рода высшие учебные заведения той эпохи. Эти школы давали подросткам и юношам в возрасте от 13-14 до 16-19 лет более глубокие по сравнению с грамматическими школами общегуманитарное образование, основанное на изучении произведений выдающихся философов, историков, правоведов, ораторов, поэтов. Для детей римской знати создавались своеобразные воспитательные центры - коллегии юношества. В Древнем Риме сложилась традиция на завершающем этапе образования устраивать для молодых риторов своеобразные образовательные поездки в эллинистические центры культуры и просвещения - Афины, Александрию. Формы деятельности: •проведение совместных занятий •прогулки с чтением лекций для избранных слушателей •риторические диспуты •совместное проведение праздничных церемоний •праздничные пиршества История возникновения университетов Первым высшим учебным заведением в Европе был Константинопольский университет, основанный в 425 году и получивший статус университета в 848 году. В XI веке в итальянских городах Болонья и Салерно появились высшие правовые и медицинские школы. В течение XIII - XIV веков вся Европа переживала своеобразный «университетский бум»: практически одновременно (в 1209 и в 1215 годах) из монастырских школ образовались Кембриджский и Оксфордский университеты в Англии и Парижский во Франции, затем были созданы Лиссабонская, Пражская (знаменитый Карлов университет) и Венская высшие школы. Свои университеты появились в большинстве стран Западной и Центральной Европы. Формы деятельности •Обязательные лекции (Полный курс «семи свободных искусств» делился на два цикла: словесный (грамматика, риторика, логика); реальный (арифметика, астрономия, музыка и геометрия)). •Необязательные чтения •Диспуты (В 1552 году в Кельне в течение 4 дней по четыре представителя от каждого факультета поочередно вступали в словесную битву; спор часто принимал столь оживленный характер, что администрация должна была принимать меры для предотвращения рукопашного боя)
Университеты в России Первым создать в России университет попытался Борис Годунов, который в 1600 году отправил Иоанна Крамера в Германию – последний должен был привезти в Москву профессоров, однако затея провалилась, поскольку духовенство решительно воспротивилось таким новшествам. До 17го века высшее образование в России можно было получить только в Славяно-греко-латинской академии, открытой в Москве в 1685 году, однако она светским учреждением не являлась. Январь 1724 года – Сенат по инициативе Петра I принял указ об учреждении Академии наук с университетом и гимназией в Петербурге. В апреле 1755 года состоялось торжественное открытие Московского университета, который во многом обязан своим рождением Ломоносову и Шувалову. В 1756 году указом императрицы этому высшему заведению было разрешено иметь свою типографию, книжную лавку и выпускать газету, первый номер которой вышел в апреле того же года. Студенчество 19-20 веков Последние десятилетия XIX – начала XX вв. были отмечены расширением сети образовательных учреждений в сфере досуга: функционировали воскресные и вечерне-воскресные школы, различные образовательные курсы и кружки, в конце XIX в. появились первые народные университеты. Эти образовательные учреждения посещались малоимущими и не имеющими образования мещанами, особенно рабочими фабрик и заводов, которые в этот период представляли собой уже достаточно крупный слой в среде городского населения. В начале XX в. в целях своего собственного просвещения рабочие стали создавать самодеятельные организации: “общества самообразования рабочих”. На рубеже XIX – XX вв. в России появились первые Народные дома, ставящие своей целью организацию разумных развлечений для народа. Народные дома были ориентированы на самые низшие слои российского населения. В Народных домах силами интеллигенции велась культурно-просветительная работа: проводились лекции, устраивались спектакли, экскурсии, создавались любительские драматические и хоровые коллективы. При Народных домах работали библиотеки-читальни и общественные чайные. Однако численность Народных домов была невелика, что снижало доступность этих очагов культуры для трудовых слоев горожан. Наиболее яркими примерами могут служить Пречистенские рабочие курсы владелицы Тверской мануфактуры В.А.Морозовой (1897), Литовский народный дом графини С.В.Паниной (1903) в Петербурге. С 1906 г. по Инициативе передовой профессуры возникли народные университеты, наибольшую известность получил университет А.Л.Шанявского (1908). В системе высшей школы царской России в предреволюционную эпоху насчитывалось около 120 вузов, причем свыше 60 являлись государственными (в том числе 10 университетов и 15 инженерно-промышленных вузов). Численность студентов постоянно росла: если в 90-х гг. XIX в. в вузах училось около 35 тыс. человек, то к 1915 г. насчитывалось свыше 125 тыс. человек. Студенчество в советский период Воспитание гармонически развитой личности», заимствованное из древнегреческой педагогики, стало позднее программной целью КПСС. Это программное положение использовалось в качестве конечного ориентира всеми советскими педагогическими институтами, занятыми «коммунистическим воспитанием» народа. Суть этого лозунга заключалось в том, что все советские учреждения народного образования ориентировались на социализацию учащихся в соответствии с моделью, директивно заданной партией и правительством. По всей стране культивируются массовые формы «воспитания и перевоспитания»: митинги, политико-агитационные кампании, массовые гуляния, социалистические соревнования, субботники, воскресники и др. В эту систему идеологического воспитания органично вписывается деятельность агитпароходов, агитпоездов, агитвагонов, агитповозок, «красных юрт», «красных чумов» и др. Пример: «Синяя блуза»
Студенческое самоуправление начало зарождаться еще в СССР. В 1930-е годы в высших учебных заведениях стали создаваться так называемые «вузкомы», которые и послужили началом того самоуправления, которое мы можем видеть сейчас. На всероссийском студенческом форуме, проходившем в г. Томске 16 по 19 ноября 2004 года, была принята рамочная концепция развития студенческого самоуправления в РФ. Где дали четкое определение студенческому самоуправлению - это инициативная, самостоятельная деятельность студентов, направленная на решение важных вопросов жизнедеятельности, развитие социальной активности, поддержку социальных инициатив студенческой молодежи. Органы студенческого самоуправления создаются в целях решения вопросов организации обучения, быта и досуга студентов высших и средних профессиональных учебных заведений. Таким образом, студенческое самоуправление в том виде, в каком оно сформировалось к настоящему времени, стало реальной силой, способной решать многие задачи, оперативно реагировать на вызовы времени. Внимание к студенческим вузовским организациям, объединяющим талантливых и активных молодых людей, а также их поддержка, становятся важным направление деятельности государства в XXI веке. Студенческое самоуправление это: 1. Целенаправленная деятельность студентов 2. Форма воспитательной работы в вузе 3. Одна из форм молСтуденческое самоуправление как целенаправленная деятельность студентов. В этом ракурсе очень часто CСУ рассматривают как особую форму инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, развитие её социальной активности. Студенческое самоуправление как форма воспитательной работы в вузе. Студенческое самоуправление — одна из форм воспитательной работы вуза, осуществляемая в рамках «концепции непрерывного образования», направленная на формирование всесторонне развитой, творческой личности, с активной жизненной позицией, подготовку современных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда. Для справки: Россия вступила в Болонский процесс, и теперь обязательным условием аккредитации и аттестации вуза становится наличие системы воспитательной работы, в том числе наличие органов студенческого самоуправления. Студенческое самоуправление — есть одна из форм молодёжной политики РФ, проводимая в целях консолидации студенческого общественного движения, наиболее полного использования потенциала студенчества в социально-экономических преобразованиях общества, решения студенческих проблем. Цель студенческого самоуправления: создание условий, способствующих самореализации студентов в творческой и профессиональной сфере и решению вопросов в различных областях студенческой жизни. Задачи, возникающие в процессе достижения цели: • всесторонняя поддержка студенческих коллективов; • совершенствование механизма студенческого и аспирантского самоуправления; • правовая, информационная, методическая и иная ресурсная поддержка органов студенческого самоуправления; • формирование и развитие общественного мнения по проблемам воспитания молодёжи; • подготовка предложений администрации вузов, государственным органам и общественным объединениям по проблемам, затрагивающим интересы молодёжи и контроль их реализации; • выступление с инициативами, внесение предложений в администрацию университета, органы государственной власти по студенческой (аспирантской) и молодёжной проблематике; • организация сотрудничества с молодёжными и другими общественными объединениями городов РФ, а также с международными организациями и межгосударственными объединениями.одёжной политики в РФ.
Федеральное агентство по образованию определяет следующие формы студенческого самоуправления: 1. первичные профсоюзные организации студентов; 2. студенческие комиссии объединенных первичных профсоюзных организаций; 3. другие студенческие общественные объединения, действующие в соответствии с Федеральным законом от 19.05.95 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; 4. студенческие советы, формируемые на основании Примерного положения о студенческом совете в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования, одобренного 29.09.2006 г. на заседании Совета по вопросам развития студенческого самоуправления. (Инструктивное письмо Федерального агентства по образованию "О студенческом самоуправлении") Цели, задачи вид деятельности студклуба ПГИИК. для достижения указанных целей студклуб осуществляет следующие виды деятельности: • Участие и помощь в организации и проведении концертов, вечеров и т.д.; • Организация и проведение досуговых мероприятий для студентов ПГИИК; • Участие в межвузовских акциях и мероприятиях. Организация досуга в студенческой молодежной среде – важная составляющая часть вузовского воспитательного процесса, которая способствует формированию нравственных, общекультурных, профессиональных и других качеств личности будущего специалиста. Основными задачами воспитательной программы являются: - создание условий для цивилизованного социального становления и развития личности молодого человека; - создание благоприятной атмосферы для самостоятельной инициативной деятельности самих студентов в сфере свободного времени; - реализация познавательных, творческих, развлекательных функций досуга; - реализация потребности в общении молодежи между собой; - реализация для раскрытия индивидуальности студентов, их творческих способностей; - предотвращение негативных явлений в молодежной среде. Формами досуговой работы, через которые реализуется данная воспитательная программа, могут быть лекции познавательного характера, концерты, просмотры кинофильмов и спектаклей, работа клубов по интересам при молодежном центре, вечера, конкурсы, экскурсии, интеллектуальные игры.
- Возрастные и социально-демографические особенности организации педагогической работы в социально-культурной сфере.
- 2. Сущность и особенности социально- культурной деятельности с детьми и подростками.
- 3. Система воспитания подрастающего поколения Российской Федерации.
- 4. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности с детьми и подростками.
- 5. Образование, дополнительное образование и внешкольная работа с детьми и подростками за рубежом.
- 6. Образовательная деятельность детских учреждений культуры.
- 7. Воспитательная деятельность детских учреждений культуры.
- 8. Организация самодеятельного творчества детей и подростков.
- 11. Методика работы с подростками.
- 12. Методика работы с «трудными» подростками.
- 13. Методика реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями.
- 14. Детские движения и объединения: история возникновения, развития и современное состояние.
- 15. Специфические черты, особенности и функции детского праздника.
- 20. Специфика скд в детском лагере отдыха. 21. Взаимодействие школы, семьи и учреждений культуры в организации скд с детьми и подростками.
- 22. Истоки организации социально-культурной деятельности среди молодёжи.
- 23. Роль и место молодёжи в народной праздничной культуре. 24. Зарождение и особенности социально-культурной деятельности среди студенческой молодёжи.
- 25. Молодёжная культура как явление субкультуры.
- Социальные
- Асоциальные
- Антисоциальные.
- 26. Сущность и особенности неформального молодёжного движения в молодёжной культуре.
- 39. Общая характеристика и особенности скд людей среднего возраста.
- 46. Социально-культурные аспекты современной геронтологии.
- 47. Организация активной деятельности в сфере свободного времени пожилых людей за рубежом.
- 48. Применение реабилитационных технологий в сфере досуга в работе с пожилыми людьми.