11. Методика работы с подростками.
Подростковый возраст представляет собой особый период психического развития, на протяжении которого происходят значительные качественные изменения, вызывающие необходимость перестройки всей системы отношений с окружающими и приводящие к возникновению нового уровня развития самосознания. Стоит отметить, что подростковый возраст считается сравнительно молодым достижением человечества. Подросток – юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12—14 до 15—17 лет). Вопросами подросткового возраста за рубежом занимались: • Ш. Бюлер, • Э.Штерн, • Э. Эриксон и др. Среди отечественных психологов можно выделить классические работы Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович. Подростковый возраст условно подразделяют на три подпериода: • период подготовки (младший подростковый возраст), • непосредственно переходной возраст, • постпереходный или постпубертатный возраст (юношество) Центральные проблемы: отделение от родителей, развитие устойчивого ощущения своего собственного «Я», развитие личной системы ценностей, самоопределение, формирование собственного мировоззрения и самосознания, построение отношений внутри коллектива, признание сверстников. В настоящее время существует множество направлений и методических приёмов психотерапии. Используются различные формы:
арт-терапия,
библиотерапия,
музыкотерапия,
танцтерапия,
игротерапия,
логотерапия,
психодрама и др.
Психоаналитеческая терапия представляет собой процесс, направленный на реальные и непосредственные переживания клиента. Целью психоаналитической терапии является, снятие симптомов и разрешение специфических проблем. Психосинтез Автором психосинтеза является Роберто Ассаджиоли. Психосинтез нацелен в первую очередь на развитие личности, а затем – на гармонизацию её отношений со своим «Я». Рациональная психотерапия Основная цель данного терапии формирование новых убеждений, демонстрация логических ошибок, отказ от требований и жестоких иррациональных установок. Трансактный анализ Представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека, — как индивидуально, так и в составе групп. Здесь рассматриваются особенности и взаимодействие трёх состояний Я («Родитель» - «Ребёнок» - «Взрослый»). Автор Э. Берн. Логотерапия это разговор с подростком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Музыкотерапия использование в работе музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Психогимнастика Взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: o уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции участников группы, o выработку умения выражать чувства и желания. Имаготерапия использование в целях терапии игры образами. Подросток создает динамичный образ самого себя. Моритатерапия метод, с помощью которого подросток ставится в ситуацию, когда необходимо произвести хорошее впечатление на окружающих.
Задачи учреждения культуры для подростков: повышение интеллектуального и культурного уровня подростков, содействие социализации личности, вхождению ребёнка в жизнь общества, формирование политической, нравственной и эстетической культуры, духовное и физическое развитие. Методы воспитания:
Убеждение
Поощрение
Принуждение
Приучение
Методы - это способы воздействия на личность. Основные направления воспитательной деятельности с подростками:
образовательная деятельность
воспитательная деятельность
организационная самодеятельного творчества
организация отдыха
Классификация методов работы с подростками (И. Н. Ерошенков) Этические беседы: -коллективные -индивидуальные Цель: получить согласие участников с принципиально правильной точкой зрения по тому или иному вопросу нравственности или поступка, возбудить у подростков стремление поступать в соответствии с принципами морали. Лекции на этические темы Диспуты Клубный вечер По технологии подразделяются на:
- театрализованные
- не театрализованные
- вечера-рассказы
- вечера-рапорты
- вечера-портреты
- ритуальные вечера
Производственные экскурсии Вечера, недели и олимпиады по современным проблемам науки и техники Техническое творчество - способствует расширению и углублению знаний подростков о содержании трудовой деятельности, - знакомит с эволюцией технических идей, с организацией производства, - формирует и развивает навыки технической культуры. Игры «Школа общения» Праздник праздник и подготовка к нему удовлетворяют потребности подростков в игре, романтике. Праздник подытоживает важный этап общественно полезной деятельности коллектива, становится кульминационным событием в его жизни. Глоссарий Подросток – юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12—14 до 15—17 лет). Методы - это способы воздействия на личность. Игра — вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности.
- Возрастные и социально-демографические особенности организации педагогической работы в социально-культурной сфере.
- 2. Сущность и особенности социально- культурной деятельности с детьми и подростками.
- 3. Система воспитания подрастающего поколения Российской Федерации.
- 4. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности с детьми и подростками.
- 5. Образование, дополнительное образование и внешкольная работа с детьми и подростками за рубежом.
- 6. Образовательная деятельность детских учреждений культуры.
- 7. Воспитательная деятельность детских учреждений культуры.
- 8. Организация самодеятельного творчества детей и подростков.
- 11. Методика работы с подростками.
- 12. Методика работы с «трудными» подростками.
- 13. Методика реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями.
- 14. Детские движения и объединения: история возникновения, развития и современное состояние.
- 15. Специфические черты, особенности и функции детского праздника.
- 20. Специфика скд в детском лагере отдыха. 21. Взаимодействие школы, семьи и учреждений культуры в организации скд с детьми и подростками.
- 22. Истоки организации социально-культурной деятельности среди молодёжи.
- 23. Роль и место молодёжи в народной праздничной культуре. 24. Зарождение и особенности социально-культурной деятельности среди студенческой молодёжи.
- 25. Молодёжная культура как явление субкультуры.
- Социальные
- Асоциальные
- Антисоциальные.
- 26. Сущность и особенности неформального молодёжного движения в молодёжной культуре.
- 39. Общая характеристика и особенности скд людей среднего возраста.
- 46. Социально-культурные аспекты современной геронтологии.
- 47. Организация активной деятельности в сфере свободного времени пожилых людей за рубежом.
- 48. Применение реабилитационных технологий в сфере досуга в работе с пожилыми людьми.