logo
vozrostnye_tehnologii

11. Методика работы с подростками.

Подростковый возраст представляет собой особый период психического развития, на протяжении которого происходят значительные качественные изменения, вызывающие необходимость перестройки всей системы отношений с окружающими и приводящие к возникновению нового уровня развития самосознания. Стоит отметить, что подростковый возраст считается сравнительно молодым достижением человечества.  Подросток – юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12—14 до 15—17 лет). Вопросами подросткового возраста за рубежом занимались: • Ш. Бюлер,  • Э.Штерн,  • Э. Эриксон и др. Среди отечественных психологов можно выделить классические работы Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович. Подростковый возраст условно подразделяют на три подпериода: • период подготовки (младший подростковый возраст), • непосредственно переходной возраст,  • постпереходный или постпубертатный возраст (юношество)  Центральные проблемы:  отделение от родителей,  развитие устойчивого ощущения своего собственного «Я»,   развитие личной системы ценностей,  самоопределение,   формирование собственного мировоззрения и самосознания,  построение отношений внутри коллектива, признание сверстников. В настоящее время существует множество направлений и методических приёмов психотерапии. Используются различные формы: 

 арт-терапия, 

 библиотерапия,

 музыкотерапия, 

 танцтерапия, 

 игротерапия, 

 логотерапия, 

 психодрама и др.

Психоаналитеческая терапия  представляет собой процесс, направленный на реальные и непосредственные переживания клиента.  Целью психоаналитической терапии является, снятие симптомов и разрешение специфических проблем. Психосинтез  Автором психосинтеза является Роберто Ассаджиоли.  Психосинтез нацелен в первую очередь на развитие личности, а затем – на гармонизацию её отношений со своим «Я».   Рациональная психотерапия  Основная цель данного терапии формирование новых убеждений, демонстрация логических ошибок, отказ от требований и жестоких иррациональных установок.   Трансактный анализ  Представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека, — как индивидуально, так и в составе групп. Здесь рассматриваются особенности и взаимодействие трёх состояний Я («Родитель» - «Ребёнок» - «Взрослый»). Автор Э. Берн.  Логотерапия  это разговор с подростком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний.   Музыкотерапия  использование в работе музыкальных произведений и музыкальных инструментов.   Психогимнастика  Взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей:  o уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции участников группы, o выработку умения выражать чувства и желания.  Имаготерапия  использование в целях терапии игры образами. Подросток создает динамичный образ самого себя.  Моритатерапия  метод, с помощью которого подросток ставится в ситуацию, когда необходимо произвести хорошее впечатление на окружающих.

Задачи учреждения культуры для подростков:   повышение интеллектуального и культурного уровня подростков,   содействие социализации личности, вхождению ребёнка в жизнь общества,   формирование политической, нравственной и эстетической культуры,   духовное и физическое развитие. Методы воспитания:

Убеждение

 Поощрение

 Принуждение

 Приучение

Методы - это способы воздействия на личность.  Основные направления воспитательной деятельности с подростками:

образовательная деятельность 

 воспитательная деятельность

 организационная самодеятельного творчества

 организация отдыха

Производственные экскурсии  Вечера, недели и олимпиады по современным проблемам науки и техники  Техническое творчество - способствует расширению и углублению знаний подростков о содержании трудовой деятельности, - знакомит с эволюцией технических идей, с организацией производства, - формирует и развивает навыки технической культуры.  Игры  «Школа общения»  Праздник праздник и подготовка к нему удовлетворяют потребности подростков в игре, романтике. Праздник подытоживает важный этап общественно полезной деятельности коллектива, становится кульминационным событием в его жизни. Глоссарий  Подросток – юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12—14 до 15—17 лет).  Методы - это способы воздействия на личность.  Игра — вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности.