25. Молодёжная культура как явление субкультуры.
Молодежь - социально-демографическая группа общества в возрасте от 16 до 30 лет,(подростковый, юношеский и первый период среднего возраста),выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.
Молодёжная культура - это культура, которая содержит черты, окружающие молодежь как социальную категорию и включающие:
1. Своеобразные моду и вкусы, особенно в музыке и одежде;
2. Отношения, сосредоточенные скорее на дружбе и группах сверстников, чем на семье;
3. Относительную первостепенность досуга, а не работы;
4. Вызов ценностям взрослых и индивидуальные эксперименты с образом жизни;
5. Качество бесклассовости в стиле досуга и поведении.
Субкультура - основные характеристики социальных ценностей, норм и предпочтений подростков, находящие отражение в социальной позиции и в других формах самореализации индивида.
Генерация (от лат. generatio — рождение, размножение) - поколение, группа организмов в популяции, одинаково отдалённых в родственном отношении от общих предков.
Массовая культура – это культура, продукты которой стандартизируют и распространяют среди широкой публики.
Все неформальные объединения молодёжи условно можно подразделить на объединения молодёжной субкультуры и молодёжные группы социально-политических инициатив.
Специфика молодости
Динамизм
Смена социальных ролей
Изменение ценностных ориентаций, психики
Происходит ускоренное физическое развитие
Физические изменения соприкасаются с социальной и нравственной сферой
Определение самореализации молодежи, ее отношение к культуре общества
Динамизм
Смена социальных ролей
Изменение ценностных ориентаций, психики
Происходит ускоренное физическое развитие
Физические изменения соприкасаются с социальной и нравственной сферой
Определение самореализации молодежи, ее отношение к культуре общества
Молодёжь эмоциональнее, динамичнее и непосредственнее в выражении своих чувств
Молодёжь независимее:
у большинства ещё нет семьи
нет профессии
нет того круга многочисленных обязанностей и обязательств, в который с возрастом попадает всякий зрелый человек.
Характеристика молодежной культуры
Стремление к глубокому личностному восприятию художественной информации, (идентификация себя с героями фильмов или своими кумирами)
Наличие своей массовой культуры и своих кумиров
Эмоционально-чувственное отношение молодёжи к культуре в целом и к художественной в частности
Контекст культурной жизни, культурная атмосфера становятся для молодёжи возможностью для эмоциональной самореализации и предметом чувственного обожания
Поиски эмоционально-нравственного, с одной стороны, и развлекательного содержания, с другой, в культурной сфере сопровождаются у молодежи явлением группового стереотипа и группового поведения в границах своего поколения
Отчуждение от старшего поколения, его культурных ценностей, идеалов
Ценностные ориентации молодёжи
В ряду наиболее значимых ценностей находятся:
дело по душе, интересная работа;
высокий заработок, материальное благополучие ;
хорошие, верные друзья;
хорошие отношения в семье;
удовлетворенность в интимной жизни, любви.
Наименее значимыми оказались для студентов слава, связи, знакомства, власть, возможность командовать людьми, спокойная жизнь.
Культурные потребности молодёжи
Наряду с обеднением культурных потребностей прослеживается тенденция к прагматизму. В потребностях молодежи превалирует ориентация на творческие виды деятельности (художественное, техническое творчество), а также сегодня на первый план выходят познавательные потребности (образование, чтение и т.п.) и потребление различного рода культуры (театр, кино, музей, телевидение).
Влияние массовой культуры на молодёжь
Массовая культура помогает молодым людям в их стремлении отгородиться и защититься от сложных жизненных проблем. В период общественных катаклизмов важнейшими становятся компенсаторная и развлекательная функции искусства. Именно эти функции выполняет массовое искусство.
Культ моды, вещизма и потребления овладевает сознанием и приобретает универсальный характер. Классическая культура начинает терять ценностную привлекательность, становясь чуждой и архаичной.
Молодежная субкультура
В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура – это подкультура или культура в культуре.
В более узком смысле субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.
Принято считать, что первые молодежные субкультуры современного типа возникли в середине XX в. в Великобритании. Причиной их возникновения, как странно это ни покажется на первый взгляд, явился рост благосостояния нации.
Молодежная субкультура, по мнению немецкого ученого Л. Хаузера, это «форма выражения процесса поиска и овладения мировоззрением». Другими словами, молодежная субкультура - это явление временное, это особая форма жизненного поиска.
Фролов С.С. предложил следующую типологию субкультур:
Романтико-эскапистские субкультуры – ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры).
Анархо-нигилистические группы – отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки).
Развлекательно-гедонистические – ориентированны на обеспечение досуга («золотая молодежь», рейверы, сноубордисты, рэпперы).
Криминальная субкультура – ориентирована на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды, гопники, люберы).
В отечественной социологии принято выделять три основные субгруппы молодежи:
- Возрастные и социально-демографические особенности организации педагогической работы в социально-культурной сфере.
- 2. Сущность и особенности социально- культурной деятельности с детьми и подростками.
- 3. Система воспитания подрастающего поколения Российской Федерации.
- 4. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности с детьми и подростками.
- 5. Образование, дополнительное образование и внешкольная работа с детьми и подростками за рубежом.
- 6. Образовательная деятельность детских учреждений культуры.
- 7. Воспитательная деятельность детских учреждений культуры.
- 8. Организация самодеятельного творчества детей и подростков.
- 11. Методика работы с подростками.
- 12. Методика работы с «трудными» подростками.
- 13. Методика реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями.
- 14. Детские движения и объединения: история возникновения, развития и современное состояние.
- 15. Специфические черты, особенности и функции детского праздника.
- 20. Специфика скд в детском лагере отдыха. 21. Взаимодействие школы, семьи и учреждений культуры в организации скд с детьми и подростками.
- 22. Истоки организации социально-культурной деятельности среди молодёжи.
- 23. Роль и место молодёжи в народной праздничной культуре. 24. Зарождение и особенности социально-культурной деятельности среди студенческой молодёжи.
- 25. Молодёжная культура как явление субкультуры.
- Социальные
- Асоциальные
- Антисоциальные.
- 26. Сущность и особенности неформального молодёжного движения в молодёжной культуре.
- 39. Общая характеристика и особенности скд людей среднего возраста.
- 46. Социально-культурные аспекты современной геронтологии.
- 47. Организация активной деятельности в сфере свободного времени пожилых людей за рубежом.
- 48. Применение реабилитационных технологий в сфере досуга в работе с пожилыми людьми.